Официально


Госдума приняла в третьем, заключительном, чтении законопроект, расширяющий и уточняющий направления и цели деятельности, основные задачи и полномочия Российской академии наук, сообщает ТАСС.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части предоставления духовным образовательным организациям права реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписаний в установленные сроки» запретила прием в Институт экономики и социального развития.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «О Фонде перспективных исследований», предполагающий расширение полномочий фонда по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Издержки изоляции. Что и как повлияло на судьбу российской психологии.
Наука
№ 48(2017)

01.12.2017




Развитие любой национальной науки, как правило, проходит в два этапа: закрытый, когда она замкнута в национальных рамках, и открытый, когда она интегрируется в мировой исследовательский процесс. Не исключение и российская психология. О том, как развивалась эта наука в нашей стране, корреспонденту “Поиска” рассказала доктор психологических наук, профессор факультета психологии Иркутского государственного университета Ольга Артемьева. Она получила грант Президента РФ для молодых ученых на исследования по теме “Интернационализм и изоляционизм российской психологии в первой половине ХХ столетия”.
- Интернационализация, как известно, - одна из основных тенденций развития современной науки, - начинает рассказ О.Артемьева. - Она проявляется в росте числа международных связей между учеными, в создании межнациональных коллективов. Но в истории известны случаи, когда наука в той или иной стране пребывала в изоляции. Один из ярких примеров - отечественная психология.
- Многие у нас знают о работах Зигмунда Фрейда, кто-то слышал о Дейле Карнеги. Но о трудах российских ученых большинство соотечественников знает мало. В чем особенности развития психологии как науки в нашей стране?
- Российская психология, как и любая другая национальная наука, - явление уникальное. В период становления это особенно отчетливо проявлялось в выборе проблем, методов и принципов научного исследования. Специфичны не только когнитивные, но и социальные черты этого направления науки. На разных этапах своего развития она была представлена конкретными учеными и мыслителями, составлявшими психологическое сообщество, сталкивавшимися с общими социально-историческими вызовами. Будучи “мягкой”  социогуманитарной наукой, податливой к влиянию идеологических условий своего развития, российская психология, особенно советского периода, обрела особые черты. Одной из таких приписываемых ей черт является изоляционизм. 
- Что это такое? В чем он проявляется? Есть ли отличие советской психологии от российской дореволюционной и современной?
-  Изоляционизм национальной науки можно определить как закрытость научного сообщества от контактов и влияния идей зарубежных коллег. Ну, а противоположный ему интернационализм, естественно, - как открытость к новому знанию независимо от национальной принадлежности его источника. По отношению к науке понятие “изоляционизм” несет, конечно же, негативную коннотацию. Наличие национальных барьеров для восприятия и передачи знания противоречит цели научного познания. А развитие научной коммуникации - одно из основных условий научного прогресса. 
Однако исторически развитие науки всегда проходило в условиях определенной изоляции, прежде всего языковой и культурной. И нередко это не только не мешало, но и способствовало решению задач, встававших перед исследователями социальных и гуманитарных проблем в разных регионах мира. Например, психологическая мысль всегда развивалась в связи с развитием культуры и религии в конкретной стране. В результате сформировались самобытные национальные школы, которые обогатили науку. Таким может быть положительный результат неизбежной национальной изоляции социальных и гуманитарных наук.
- Приведите негативные последствия изоляционизма. Какой вред они нанесли отечественной психологии?
- Какие-то непоправимые последствия изоляционизма для нашей психологической науки в целом назвать трудно. Все же научному сообществу свойственны саморегуляция и самоорганизация, обеспечивающие прогресс. Изоляция от западной, так называемой “буржуазной” науки была искусственной, навязывалась  административно-командной системой. По сути, проблема состояла не в том, что какие-то идеи западных исследователей были недоступны для российских ученых, а в том, что последние были вынуждены критиковать, принижать их значение или не упоминать в своих работах вовсе. 
Но, пожалуй, наибольший урон развитию психологии в СССР принесла не сама изоляция, а административные ограничения на практико-ориентированные исследования в психологии, которые в первые годы советской власти во многом строились по западному образцу. И поэтому критиковались. В итоге в течение первой и второй  пятилеток были ликвидированы три наиболее популярных течения - психоанализ, педология и психотехника. Соответствующие институты закрыты, практика свернута, многие специалисты уволены, а например, лидер психотехники И.Шпильрейн в 1935 году был обвинен в “контрреволюционной пропаганде и троцкизме” и расстрелян.
Последствия сказывались не менее двадцати лет. Восстановление практико-ориентированных исследований, прежде всего в русле социальной психологии, началось лишь во время хрущевской оттепели. Но разрыв меду практикой и теорией остается одной из главных болезней оте-чественной психологии.
Упреки в изоляционизме, обусловленном социальной ситуацией развития в советский период, нередко делаются в отношении отечественной психологии в целом. Российских психологов обвиняют в компромиссе и симбиозе с властью. Вместе с тем конкретный исторический материал о развитии психологического сообщества в России свидетельствует не только об отклике его членов на социальный заказ, но и о верности научным идеалам. В связи с этим особого внимания заслуживают данные об открытости отечественных психологов к идеям зарубежных коллег в условиях становящейся советской научной политики.
- Какие-то обобщающие выводы по итогам работы уже сделаны?
- Мы ищем и анализируем данные об особенностях и закономерностях реализации интернационалистской и изоляционистской тенденций в истории российской психологии в первой половине ХХ столетия. Продолжая линию исследования, обозначенную в докторской диссертации, я изучаю историю психологии как историю ее коллективного субъекта - научного сообщества. Реконструирую действительный процесс развития психологии. Благодаря этому исторический путь отечественной психологии в первой половине века предстает как процесс не только испытаний и утрат, но также преодоления и побед. Хочу представить историю такой, какой она была на самом деле, поэтому при характеристике советской научной политики в отношении психологии вскрываю и негативные, и положительные характеристики.
- Вы работаете над этим проектом одна или в команде?
- Совет по грантам президента поддерживает не просто молодых ученых, а возглавляемые ими исследовательские группы. Так, в составе моей группы еще трое исполнителей - молодые магистрант, аспирант и преподаватель. Все трое готовят диссертации на базе нашей кафедры. У каждого - своя область исследования истории отечественной психологии: история развития зоопсихологии, психологии рекламы, психоаналитическое, педологическое и психотехническое течения российской психологии. 
В истории каждой из этих областей мы обнаруживаем специфические и общие показатели интернационализма и изоляционизма, уникальные и повторяющиеся случаи международного сотрудничества. Сравниваем события в социальной истории их развития в России. Это позволяет провести важное для качественного исследования сопоставление разных видов данных, полученных в рамках одного исследования. Работа в группе, практика обсуждения, критический анализ позволяют повысить объективность получаемых результатов.
Самая интересная задача при реализации этого проекта для меня - это выделение конкретных показателей интернационализма и изоляционизма. Наша группа уже определила некоторые из них и работает с такими показателями, как случаи переводов зарубежных работ по психологии на русский язык, участие в их издании российских психологов, выступления на международных конференциях за рубежом, организация международных конференций в России, получение образования за границей, зарубежные стажировки и командировки.
- Какие возможности перед вами открыл грант Президента РФ?
- Благодаря поддержке президентского гранта этим летом я смогла обсудить результаты проводимого исследования с зарубежными коллегами. В июле в Италии проходила конференция Европейского общества истории гуманитарных наук. На секции “Стратегия трансляции знания: перевод, распространение, психоанализ и ирония” собралось значительное число исследователей, обнаруживших интерес к истории российской психологии. Я выступала с докладом “Практика издания переводных работ по психологии в России в первой половине ХХ века” на английском. В ходе доклада и ответов на многочисленные вопросы слушателей я ощущала понимание и противоречивых условий развития отечественной психологии в первой половине ХХ века, и согласие с собственными представлениями о вкладе российских ученых в мировую психологию. 
Это был очень ценный опыт, важный для осознания контекста, в котором стоит представлять результаты моих исследований для западной аудитории как на конференциях, так и в научных журналах. Участники секции приводили собственные примеры открытости российского психологического сообщества к идеям зарубежных авторов еще с XIX века, когда только зарождалась современная психологическая наука. Были интересные вопросы о соответствии советской марксистской психологии психологическим идеям самого Маркса, о научной деятельности репрессированного психофизиолога Николая Бернштейна и другие. В ходе неформального общения с участниками конференции у меня была возможность из первых уст узнать об опыте установления и развития научных связей между североамериканскими и русскими психологами во второй половине ХХ века. Я также познакомилась с историей подготовки к изданию в Америке в конце века перевода работ выдающегося русского психолога и психофизиолога Владимира Бехтерева. 
Важными итогами поездки стала возможность не только представить на мировом уровне уже проводимые исследования, но и осуществить совместные проекты с членами Европейского общества истории гуманитарных наук и Международного общества истории поведенческих и социальных наук. Вот он,  интернационализм современной российской психологии в действии!
Беседовал Василий ЯНЧИЛИН
Фотографии предоставила Ольга АРТЕМЬЕВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Как не попасть в ловушки? Прогнозировать развитие страны поможет экономическая томография.
В последние два десятилетия Россия страдала то от дефолта 1998 года, то от мирового кризиса 2008-2009 гг., то от неприятностей, начавшихся в экономике с 2016 года. Можно ли предсказывать такие явления и им эффективно противодействовать? /№ 27-28(2018)
Если друг оказался френд. Как влияют на молодежь современные коммуникации.
Кандидат философских наук Андрей ГЛУХОВ, доцент кафед­ры социальных коммуникаций Томского государственного университета: "На наших глазах происходит цифровая революция в области как профессиональных, так и личных коммуникаций"... /№ 27-28(2018)
Еда по правилам. Надо есть меньше, но больше.
Современный человек так и не научился правильно питаться: с одной стороны, получать из пищи все необходимые микронутриенты, а с другой, - не толстеть и оставаться в хорошей форме. /№ 27-28(2018)

Новости


Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил бывшего руководителя госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова заместителем министра науки и высшего образования, сообщает ТАСС.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организовала работу горячей линии по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



Российская академия наук откроет представительство Уральского отделения РАН в Харбине (Китай), сообщил журналистам президент РАН Александр Сергеев. По его словам, договоренности об этом были достигнуты в ходе рабочих встреч с китайскими партнерами в июне.



Члены Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) договорились о сотрудничестве в организации студенческих стажировок с одной из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций - Huawei. Соглашение об этом было подписано в рамках четвертого саммита АТУРК, который открылся в Екатеринбурге.



Минпросвещения провело опрос, который свидетельствуют о том, что более 30% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения в вузах математические и инженерные направления, сообщает ТАСС.



Министры и заместители министров высшего образования и науки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), собравшиеся в Кейптауне, приняли декларацию об укреплении сотрудничества в сфере образования, сообщает ТАСС. Встреча стала уже шестой по счету, проведенной в таком формате.



Представители академической науки в Иркутске решили объединиться, чтобы отстаивать свою позицию в Министерстве науки и высшего образования и восстановить утраченные в результате реформы связи между научными институтами, сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь».



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии