Официально


Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.



Рособрнадзор запретил прием в Вятский государственный университет. Санкция применена за «неисполнение предписания в установленный срок».



Два опорных селекционно-семеноводческих центра в области сахарной свеклы будут созданы на базе ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л.Мазлумова (Воронежская область) и Первомайской селекционно-опытной станции сахарной свеклы (Краснодарский край). Такое решение одобрил Межведомственный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ».



Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал внесенный правительством проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-го и 2021 годов, но, как заметил председатель комитета Вячеслав Никонов, «курс, который был взят на приоритетность науки для нашей страны, в бюджетной политике отражения не нашел».






Новости № 41(2018)

Регионы


Первый МГМУ им. И.М.Сеченова открыл новое направление подготовки - “Промышленная фармация”. Вуз предложил учащимся два уникальных профиля этой магистерской программы - “Обеспечение качества лекарственных средств” и “Управление разработкой лекарственных средств”.

Ярославский госуниверситет подписал трехстороннее соглашение с ярославским филиалом Физико-технологического института РАН и “Ростовским оптико-механическим заводом”.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров ознакомился с ходом строительства нового учебно-лабораторного корпуса Аграрного университета.

СНГ


Интердайджест


Телескоп “Хаббл” обнаружил объект размером с Нептун - потенциальный спутник далекой планеты. С подробностями - Sciencemag.org.

В конце сентября экспертный совет при Министерстве здравоохранения и науки Японии представил рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека.

Спутниковые лазерно-радарные исследования выявили ранее недооценные размеры и сложную устроенность поселений древней цивилизации майя в период ее расцвета и даже раньше.


В Совете народного хозяйства представлен проект инженера Константинова о производстве сливок и молока из подсолнухов и орехов. Проект представляет большой интерес ввиду того, что в случае удачи он очень упростит и удешевит производство молочных продуктов. Ввиду большого затруднения с приобретением машин для массовой очистки семян решено использовать в случае пригодности машины для очистки семян какао и бобов, имеющиеся на конфетно-шоколадных фабриках.
















Издержки изоляции. Что и как повлияло на судьбу российской психологии.
Наука
№ 48(2017)

01.12.2017




Развитие любой национальной науки, как правило, проходит в два этапа: закрытый, когда она замкнута в национальных рамках, и открытый, когда она интегрируется в мировой исследовательский процесс. Не исключение и российская психология. О том, как развивалась эта наука в нашей стране, корреспонденту “Поиска” рассказала доктор психологических наук, профессор факультета психологии Иркутского государственного университета Ольга Артемьева. Она получила грант Президента РФ для молодых ученых на исследования по теме “Интернационализм и изоляционизм российской психологии в первой половине ХХ столетия”.
- Интернационализация, как известно, - одна из основных тенденций развития современной науки, - начинает рассказ О.Артемьева. - Она проявляется в росте числа международных связей между учеными, в создании межнациональных коллективов. Но в истории известны случаи, когда наука в той или иной стране пребывала в изоляции. Один из ярких примеров - отечественная психология.
- Многие у нас знают о работах Зигмунда Фрейда, кто-то слышал о Дейле Карнеги. Но о трудах российских ученых большинство соотечественников знает мало. В чем особенности развития психологии как науки в нашей стране?
- Российская психология, как и любая другая национальная наука, - явление уникальное. В период становления это особенно отчетливо проявлялось в выборе проблем, методов и принципов научного исследования. Специфичны не только когнитивные, но и социальные черты этого направления науки. На разных этапах своего развития она была представлена конкретными учеными и мыслителями, составлявшими психологическое сообщество, сталкивавшимися с общими социально-историческими вызовами. Будучи “мягкой”  социогуманитарной наукой, податливой к влиянию идеологических условий своего развития, российская психология, особенно советского периода, обрела особые черты. Одной из таких приписываемых ей черт является изоляционизм. 
- Что это такое? В чем он проявляется? Есть ли отличие советской психологии от российской дореволюционной и современной?
-  Изоляционизм национальной науки можно определить как закрытость научного сообщества от контактов и влияния идей зарубежных коллег. Ну, а противоположный ему интернационализм, естественно, - как открытость к новому знанию независимо от национальной принадлежности его источника. По отношению к науке понятие “изоляционизм” несет, конечно же, негативную коннотацию. Наличие национальных барьеров для восприятия и передачи знания противоречит цели научного познания. А развитие научной коммуникации - одно из основных условий научного прогресса. 
Однако исторически развитие науки всегда проходило в условиях определенной изоляции, прежде всего языковой и культурной. И нередко это не только не мешало, но и способствовало решению задач, встававших перед исследователями социальных и гуманитарных проблем в разных регионах мира. Например, психологическая мысль всегда развивалась в связи с развитием культуры и религии в конкретной стране. В результате сформировались самобытные национальные школы, которые обогатили науку. Таким может быть положительный результат неизбежной национальной изоляции социальных и гуманитарных наук.
- Приведите негативные последствия изоляционизма. Какой вред они нанесли отечественной психологии?
- Какие-то непоправимые последствия изоляционизма для нашей психологической науки в целом назвать трудно. Все же научному сообществу свойственны саморегуляция и самоорганизация, обеспечивающие прогресс. Изоляция от западной, так называемой “буржуазной” науки была искусственной, навязывалась  административно-командной системой. По сути, проблема состояла не в том, что какие-то идеи западных исследователей были недоступны для российских ученых, а в том, что последние были вынуждены критиковать, принижать их значение или не упоминать в своих работах вовсе. 
Но, пожалуй, наибольший урон развитию психологии в СССР принесла не сама изоляция, а административные ограничения на практико-ориентированные исследования в психологии, которые в первые годы советской власти во многом строились по западному образцу. И поэтому критиковались. В итоге в течение первой и второй  пятилеток были ликвидированы три наиболее популярных течения - психоанализ, педология и психотехника. Соответствующие институты закрыты, практика свернута, многие специалисты уволены, а например, лидер психотехники И.Шпильрейн в 1935 году был обвинен в “контрреволюционной пропаганде и троцкизме” и расстрелян.
Последствия сказывались не менее двадцати лет. Восстановление практико-ориентированных исследований, прежде всего в русле социальной психологии, началось лишь во время хрущевской оттепели. Но разрыв меду практикой и теорией остается одной из главных болезней оте-чественной психологии.
Упреки в изоляционизме, обусловленном социальной ситуацией развития в советский период, нередко делаются в отношении отечественной психологии в целом. Российских психологов обвиняют в компромиссе и симбиозе с властью. Вместе с тем конкретный исторический материал о развитии психологического сообщества в России свидетельствует не только об отклике его членов на социальный заказ, но и о верности научным идеалам. В связи с этим особого внимания заслуживают данные об открытости отечественных психологов к идеям зарубежных коллег в условиях становящейся советской научной политики.
- Какие-то обобщающие выводы по итогам работы уже сделаны?
- Мы ищем и анализируем данные об особенностях и закономерностях реализации интернационалистской и изоляционистской тенденций в истории российской психологии в первой половине ХХ столетия. Продолжая линию исследования, обозначенную в докторской диссертации, я изучаю историю психологии как историю ее коллективного субъекта - научного сообщества. Реконструирую действительный процесс развития психологии. Благодаря этому исторический путь отечественной психологии в первой половине века предстает как процесс не только испытаний и утрат, но также преодоления и побед. Хочу представить историю такой, какой она была на самом деле, поэтому при характеристике советской научной политики в отношении психологии вскрываю и негативные, и положительные характеристики.
- Вы работаете над этим проектом одна или в команде?
- Совет по грантам президента поддерживает не просто молодых ученых, а возглавляемые ими исследовательские группы. Так, в составе моей группы еще трое исполнителей - молодые магистрант, аспирант и преподаватель. Все трое готовят диссертации на базе нашей кафедры. У каждого - своя область исследования истории отечественной психологии: история развития зоопсихологии, психологии рекламы, психоаналитическое, педологическое и психотехническое течения российской психологии. 
В истории каждой из этих областей мы обнаруживаем специфические и общие показатели интернационализма и изоляционизма, уникальные и повторяющиеся случаи международного сотрудничества. Сравниваем события в социальной истории их развития в России. Это позволяет провести важное для качественного исследования сопоставление разных видов данных, полученных в рамках одного исследования. Работа в группе, практика обсуждения, критический анализ позволяют повысить объективность получаемых результатов.
Самая интересная задача при реализации этого проекта для меня - это выделение конкретных показателей интернационализма и изоляционизма. Наша группа уже определила некоторые из них и работает с такими показателями, как случаи переводов зарубежных работ по психологии на русский язык, участие в их издании российских психологов, выступления на международных конференциях за рубежом, организация международных конференций в России, получение образования за границей, зарубежные стажировки и командировки.
- Какие возможности перед вами открыл грант Президента РФ?
- Благодаря поддержке президентского гранта этим летом я смогла обсудить результаты проводимого исследования с зарубежными коллегами. В июле в Италии проходила конференция Европейского общества истории гуманитарных наук. На секции “Стратегия трансляции знания: перевод, распространение, психоанализ и ирония” собралось значительное число исследователей, обнаруживших интерес к истории российской психологии. Я выступала с докладом “Практика издания переводных работ по психологии в России в первой половине ХХ века” на английском. В ходе доклада и ответов на многочисленные вопросы слушателей я ощущала понимание и противоречивых условий развития отечественной психологии в первой половине ХХ века, и согласие с собственными представлениями о вкладе российских ученых в мировую психологию. 
Это был очень ценный опыт, важный для осознания контекста, в котором стоит представлять результаты моих исследований для западной аудитории как на конференциях, так и в научных журналах. Участники секции приводили собственные примеры открытости российского психологического сообщества к идеям зарубежных авторов еще с XIX века, когда только зарождалась современная психологическая наука. Были интересные вопросы о соответствии советской марксистской психологии психологическим идеям самого Маркса, о научной деятельности репрессированного психофизиолога Николая Бернштейна и другие. В ходе неформального общения с участниками конференции у меня была возможность из первых уст узнать об опыте установления и развития научных связей между североамериканскими и русскими психологами во второй половине ХХ века. Я также познакомилась с историей подготовки к изданию в Америке в конце века перевода работ выдающегося русского психолога и психофизиолога Владимира Бехтерева. 
Важными итогами поездки стала возможность не только представить на мировом уровне уже проводимые исследования, но и осуществить совместные проекты с членами Европейского общества истории гуманитарных наук и Международного общества истории поведенческих и социальных наук. Вот он,  интернационализм современной российской психологии в действии!
Беседовал Василий ЯНЧИЛИН
Фотографии предоставила Ольга АРТЕМЬЕВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Гибель во спасение. Опухолевые клетки доведут до самоубийства.
Борис Давидович Животовский - ведущий специалист в области исследования программируемой гибели клеток. Одно из наиболее перспективных мировых направлений в биомедицине ведет к разработке эффективных подходов к лечению многих заболеваний. /№ 41(2018)
Стой, кто идет? Клетки учат противостоять болезням.
С директором Института биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН (ИБХ РАН) академиком Александром ГАБИБОВЫМ мы собирались побеседовать о новых исследованиях, проводимых в возглавляемой им лаборатории биокатализа. Прежде всего, по гранту, поддержанному в рамках Президентской программы РНФ, “Структурные и кинетические особенности презентации антигенов как ключ к пониманию механизмов индукции аутоиммунных патологий и лимфомогенезиса”. /№ 40(2018)
Иногда они просыпаются. Вулканы Камчатки дают массу ценной информации ученым.
Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН (Новосибирск) держат под особым контролем активные вулканы Камчатки, ведь извержения в этом регионе могут представлять опасность для тихоокеанских воздушных трасс и Петропавловска-Камчатского. /№ 40(2018)

Новости


В преддверии 60-летия Государственной публичной научно-технической библиотеки России ее генеральный директор Яков Шрайберг рассказал о том, как будет развиваться ГПНТБ в ближайшем будущем. Текст его выступления размещен на сайте библиотеки.



Томские вузы планируют создать «Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ) новой технологической революции», объединившись с промышленными партнерами. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах форума U-NOVUS ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.



Сотни тысяч человек стали гостями и участниками фестиваля NAUKA 0+, тема которого в этом году звучала так: «Мегасайенс: Россия в мире - Россия для мира».



Дистанционные образовательные курсы нужны, но они никогда не заменят очных лекций, заявил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на III Форуме ректоров иберо-американских и российских университетов.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о численности научных кадров в России по итогам 2017 года и в целом за период 2008-2017 годов. Отмечается, что количество россиян, занимающихся исследованиями и разработками, с 2008 года снизилось на 7%.



Минобрнауки разрабатывает проект создания сетевой магистратуры в партнерстве с промышленными предприятиями наукоградов, сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства.



В Томске проходит Пятый форум новых решений U-novus. Как рассказал его модератор ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, работа форума будет строиться в логике тройной спирали - взаимодействия власти, бизнеса, науки и образования.



Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии