Официально


Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступает в силу со дня его официального опубликования.



Правительство снизило объем средств, которые будут направлены из бюджета на повышение конкурентоспособности ведущих российских вузов в 2018-2020 годах. Постановление об этом опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект об унификации структур по военной подготовке в вузах. Он предусматривает, что в вузах будет один вид структурных подразделений военной подготовки - военные учебные центры.

Госдума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового статуса духовных образовательных организаций.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


Томский госуниверситет вместе с IT-компанией Rubius приступают к реализации масштабного digital-проекта - “Виртуальный университет 4.0”.

В Совете Федерации прошли Дни Ярославской области. Участие в выставке, организованной в верхней палате принял в том числе Ярославский госуниверситет.

Студенты Воронежского госуниверситета стали победителями международного конкурса IT-Challenge. Его организовала французская корпорация Atos, специализирующаяся на IT-консалтинге, аутсорсинге бизнес-процессов, производстве серверов.

СНГ


Интердайджест


Группа австралийских политиков опубликовала “дорожную карту” для законодательного закрепления возможности искусственного оплодотворения с донорством митохондрий, сообщает Nature News.

Жизнеспособные эмбрионы исчезающего северного белого носорога получены в лаборатории. С подробностями - The Scientist.


Председатель ВЦИК тов. Свердлов оглашает только что полученное по прямому проводу сообщение от Уральского областного совета о расстреле бывшего царя Николая Романова. В последние дни столице “красного” Урала Екатеринбургу серьезно угрожала опасность приближения чехословацких банд. В то же время был раскрыт новый заговор контрреволюционеров, имевший целью вырватъ из рук советской власти коронованного палача. Ввиду всех этих обстоятельств Президиум Уральского областного совета постановил расстрелять Николая Романова, что и было приведено в исполнение 16 июля...














Академик Алексей ХОХЛОВ: На пути к обновлению и возрождению Академии
Научная политика
№ 36(2017)

08.09.2017

Главная стратегическая задача РАН и реформа 2013 года
Главной стратегической задачей Российской академии наук является создание в Российской Федерации условий для развития фундаментальных научных исследований мирового уровня, а также для трансформации этих исследований в прикладные научные разработки.
Кроме этого, важнейшими задачами РАН являются разработка предложений по формированию и реализации государственной политики в научно-технической сфере, а также экспертиза научно-технических программ и проектов.
В 2013 году была проведена реформа Российской академии наук. Основным итогом реформы стало отделение академических институтов от собственно РАН и подчинение их новому федеральному органу исполнительной власти - ФАНО. Кроме того, РАН была объединена с академиями медицинских и сельскохозяйственных наук.
Место РАН в российской научной сфере и системе государственного управления было определено Федеральным законом №253 от 27 сентября 2013 года. Принятие этого закона привело к тому, что на практике РАН лишилась возможности проводить собственные научные исследования.
После 2013 года основные усилия руководства РАН были направлены на разграничение полномочий по управлению институтами между Академией и ФАНО. Был сформулирован принцип “двух ключей”, утверждены регламенты взаимодействия с ФАНО по многим вопросам жизни институтов РАН. Эти меры дали ограниченный эффект, поскольку по закону последнее слово в управлении институтами всегда остается за учредителем, то есть за ФАНО.
С другой стороны, до сих пор РАН использовала далеко не все полномочия, которыми наделил ее ФЗ №253. Согласно статье 3 этого закона, РАН должна осуществлять “научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и организаций высшего образования”. Стоит отметить, что речь здесь идет обо всей научной сфере, а не только об институтах, подведомственных ФАНО. Считаю, что необходимо полноценно использовать это положение закона: оно ставит РАН в уникальное положение арбитра по отношению к организации всей научной сферы в РФ.
Есть основополагающий принцип, в соответствии с которым организована наука во всех ведущих научных державах, - когда речь идет о научных вопросах, решения принимают ученые, а не управленцы. В результате реформы РАН 2013 года этот принцип по многим параметрам оказался нарушен. Критику реформы надо строить на конкретных примерах нарушения этого принципа, а не на утопических призывах “вернуть все обратно”. Нужно двигаться вперед, а не назад, последовательно закрепляя за научным сообществом ключевые полномочия, связанные с компетенциями в сфере науки.
Академия должна проявлять максимальную публичную активность именно в этом направлении, выдвигая новые инициативы, предлагая новые проекты. Это послужит росту авторитета РАН как в российском обществе, так и у властей. Только после этого можно ставить вопрос о возвращении ряда полномочий, перечень которых будет существенно зависеть от правового статуса РАН.

Научно-методическое руководство
Может возникнуть вопрос: где взять полномочия для регулирования вопросов организации всей научной сферы? В общем виде эти полномочия закреплены в ФЗ №253 (научно-методическое руководство), дальнейшее зависит от самой Академии.
Полномочия “с неба не падают”, они накапливаются в результате систематической работы, генерации разумных идей и конструктивных инициатив, а также усилий по реализации этих инициатив совместно с органами государственной власти.
По моему мнению, Российская академия наук призвана рассматривать такие вопросы, как:
- проблема кадрового потенциала в российской науке, включая создание привлекательных карьерных перспектив для ученых молодого и среднего возраста;
- проблемы аспирантуры в научных организациях;
- анализ результативности деятельности организаций науки;
- работа научных фондов, принципы организации экспертизы при проведении конкурсов научных проектов;
- проблемы аттестации научных кадров, работа ВАК;
- проблема повышения эффективности взаимодействия академической, вузовской и отраслевой науки;
- проблема повышения качества российских научных журналов.
Эти вопросы касаются российской науки в целом, а не только академических институтов, университетов или других научных центров. Гласно высказываясь по этим вопросам, РАН будет реализовывать положение ФЗ №253 о научно-методическом руководстве, то есть выполнять свою законодательно закрепленную обязанность.

Правовой статус
Согласно ФЗ №253, Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением. Этот статус не коррелирует с задачами, которые возлагаются на РАН тем же законом, и является наиболее слабым местом ФЗ №253. Именно в этом направлении должны быть сосредоточены усилия РАН по изменению данного закона.
Несоответствие фактической ситуации в РАН той, которая должна быть в федеральном государственном бюджетном учреждении, особенно хорошо видно по сложившейся практике решения вопроса с государственным заданием, которое есть у каждого ФГБУ, в частности - должно быть у ФГБУ РАН. Все члены РАН ежегодно заполняют таблицы, в которых указывают свои публичные выступления по научным и научно-организационным вопросам, проведенные экспертизы, отзывы на научные работы и проекты, подгото вленные отчеты, участие в оргкомитетах конференций, в различных комиссиях и т.д. Данная деятельность и объявляется госзаданием. Очевидно, что это - профанация, хотя бы потому, что наши коллеги, не входящие в РАН, выполняют эту работу на общественных началах.
Другой пример: для ведения эффективной международной деятельности РАН должна иметь возможность командировать за рубеж ведущих российских ученых для того, чтобы представлять РФ в международных научных организациях. При нынешнем правовом статусе РАН это возможно, только если командируемый ученый работает в Президиуме РАН.
Таким образом, текущий правовой статус во многих вопросах сводит всю Российскую академию наук к совокупности сотрудников аппарата ее Президиума, что недопустимо.
Я считаю, что за РАН должен быть законодательно закреплен особый статус “Государственная академия наук”, который позволит снять описанные выше противоречия и зафиксировать особенности функционирования такой уникальной организации, каковой по сути является Российская академия наук.

Взаимодействие РАН и ФАНО
РАН призвана осуществлять научно-методическое руководство всей научной сферой. При этом в подведомственных ФАНО академических институтах сосредоточено около половины научного потенциала РФ, поэтому научно-методическое руководство системой этих институтов требует особого внимания. Имеющиеся регламенты взаимодействия РАН и ФАНО позволяют проводить некоторые кулуарные согласования по частным вопросам, но последнее слово всегда остается за ФАНО.
Академия должна пересмотреть стиль этого взаимодействия, сместив “центр тяжести” в публичную плоскость. Для этого надо на заседаниях Президиума и/или отделений РАН всесторонне и гласно обсуждать предложения по:
- развитию актуальных научных тематик в академических институтах;
- мониторингу и оценке эффективности работы академических институтов;
- развитию инфраструктуры сети академических институтов, в том числе созданию центров коллективного пользования современным научным оборудованием;
- целесообразности, научной и организационной обоснованности политики укрупнения институтов;
- координации исследований институтов (оптимальна ли модель “комплексных программ научных исследований”);
- взаимодействию подведомственных ФАНО институтов с вузами.
Вопросы взаимодействия РАН с системой подведомственных ФАНО институтов надо готовить. Для этого при Президиуме РАН должна быть сформирована квалифицированная компактная комиссия по взаимодействию РАН - ФАНО, которая отвечала бы за выработку предложений Президиуму РАН, касающихся научно-методического руководства системой академических институтов. Решения комиссии должны систематически докладываться на заседаниях Президиума РАН и уже от Президиума доводиться до сведения ФАНО и Правительства РФ. Выработанные решения должны доводиться и до широкой научной общественности.

Работа Президиума РАН
С учетом стоящих перед Академией новых задач работа Президиума РАН должна быть кардинальным образом перестроена. Инфраструктура Президиума должна быть модернизирована в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. С учетом того, что перед РАН стоят большие задачи в области экспертно-аналитической работы (в том числе - в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития РФ), в штате Президиума необходимо организовать специальный рабочий орган - экспертную коллегию. Члены коллегии должны работать в Президиуме на постоянной основе, быть компетентными специалистами в своей области науки или технологий. Их функция - эффективно аккумулировать интеллектуальный потенциал Академии в своей отрасли, координировать выработку предложений по научно-технологической политике для последующего рассмотрения на Президиуме РАН, осуществлять в рамках своей компетенции техническое взаимодействие с органами государственной власти. В коллегию должны входить как специалисты по конкретным наукам (которые должны быть вовлечены также в деятельность отделений РАН), так и эксперты по приоритетным наукоемким отраслям технологий.
Деятельность Президиума должна быть открыта для общества в максимально возможной степени. Следует уделять больше внимания просвещению общества, популяризации науки, разоблачению лженаучных идей, повышению престижа профессий ученого и преподавателя, информированию общества о последних достижениях российской и мировой науки.
Заседания Президиума РАН не должны превращаться в научные семинары, на них должны обсуждаться актуальные вопросы организации науки и научно-технического прогресса. По результатам этих обсуждений должны приниматься заявления Президиума РАН, которые надо оперативно доводить до сведения научной общественности.

Взаимодействие РАН с научным сообществом
Вообще, взаимоотношения с широкими научными кругами должны быть в центре внимания РАН и ее Президиума. Академия в ее новом качестве ни в коем случае не должна ограничиваться только работой с членами РАН. Российская академия наук должна стать тем местом, где вопросы научной политики обсуждают не только члены РАН, но и все ученые, которым небезразлична судьба российской науки.
Определенные шаги в этом направлении в последние годы были сделаны. Были сформированы сообщества профессоров РАН и экспертов РАН, которые начали экспертную работу. Вместе с тем активность и заметность этой работы пока не очень высоки, чего нельзя сказать об уровне зарегулированности и непрозрачности. Президиум РАН должен содействовать дальнейшему становлению корпусов профессоров и экспертов РАН, поощрять их инициативу и самостоятельность, активнее привлекать их к решению задач обновленной Академии.

Финансы, международная и издательская деятельность РАН
Научная общественность должна получать открытую и прозрачную информацию о расходовании средств, которые выделяются РАН из федерального бюджета (а это более 4 миллиардов рублей). Это нужно хотя бы для того, чтобы между руководством РАН и рядовыми ее членами, а также широкими кругами научной общественности установились отношения, основанные на доверии.
Это касается и двух других аспектов деятельности РАН: международного и редакционно-издательского.
Согласно ФЗ №253, Академия “представляет российских ученых в международных научных союзах и их органах управления, участвует в деятельности других международных научных организаций, заключает соглашения о научно-информационном сотрудничестве с академиями наук и научно-исследовательскими организациями иностранных государств, участвует в организации и проведении международных научных конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров”. Тут имеется широчайшее поле деятельности, но какой-либо внятной стратегии в последние годы не было сформулировано. Разработка такой стратегии и ее последовательная реализация должны быть в числе приоритетных задач нового Президиума РАН.
Российская академия наук - учредитель большинства ведущих российских научных журналов. Причем для части журналов РАН является единственным учредителем, для другой части - соучредителем вместе с одним из академических институтов. На издание этих журналов РАН получает средства из федерального бюджета, которые до последнего времени практически без реального конкурса передавались издателю - ФГУП “Академиздатцентр Наука”. Эффективность этой подведомственной ФАНО структуры оставляет желать лучшего, для большинства журналов не налажена даже такая элементарная вещь, как онлайн-подача рукописей и их рецензирование. Президиуму РАН необходимо на основе реальных конкурсов обеспечить выбор такого издателя российских научных журналов, который модернизировал бы архаичный характер технического функционирования редакций, а для переводных версий - обеспечил более качественный перевод статей на английский язык.

Взаимодействие РАН с органами государственной власти
Российская академия наук встроена в систему государственной власти РФ. Стиль взаимодействия с органами власти тоже должен быть модернизирован. С точки зрения документооборота необходимо трансформировать аппараты Президиума и отделений РАН в современные четко работающие структуры, соблюдающие все установленные сроки. Этому будет способствовать создание экспертной коллегии Президиума РАН (см. выше).
Одновременно предложения РАН по новым приоритетным направлениям науки, по научно-организационным вопросам должны адекватно транслироваться не только обществу, но и властям. Необходимо отслеживать судьбу этих обращений, а также использовать все возможности для их продвижения в случае неоднозначной реакции.
При этом РАН должна всегда занимать истинно научную, беспристрастную позицию и не пытаться угадывать желания властей, оставаясь в рамках конструктивного диалога. В любых условиях Академия должна стремиться обеспечивать основные ценности научного сообщества:
- создавать максимально благоприятные условия для получения новых научных результатов мирового уровня;
- поддерживать академические свободы, то есть возможности ученым самим формировать задачи своих исследований и пути их решения.
Эти ценности неизбежно будут входить в противоречие со стремлением некоторых чиновников быстро получить “практическую пользу” от науки. Для большинства ученых очевидно, что абсолютизация тезиса о практической пользе приводит к деградации науки в целом. Задача РАН - убедить в этом представителей власти, принимающих решения.

Улучшение качественного состава членов РАН
Доверие к рекомендациям Российской академии наук будет расти только в том случае, если будет осуществлен комплекс мер, направленных на улучшение состава членов РАН.
Улучшение качественного состава РАН - долгосрочная задача, которая не может быть решена кавалерийским наскоком. Ясно одно: система выборов новых членов РАН нуждается в существенном переформатировании. Необходимо:
- ввести минимальные требования к кандидатам в члены РАН (разные для разных дисциплин);
- в случае появления вакансии объявлять выборы только при наличии сильных кандидатов;
- после выдвижения публиковать в Интернете основные данные по каждому кандидату;
- проводить всестороннее и открытое обсуждение кандидатов всем научным сообществом, включая профессоров и экспертов РАН;
- после выборов в отделениях предусмотреть достаточно длительный период перед голосованием на Общем собрании РАН (один-два месяца), чтобы научная общественность могла высказать отношение к рекомендованным отделениями кандидатам.

Увеличение финансирования науки
Ни одна программа, связанная с переустройством российской научной сферы, не может пройти мимо факта, что эта сфера существенно недофинансирована. Разумеется, Российская академия наук должна прикладывать все усилия для того, чтобы это финансирование увеличилось.
С другой стороны, борьба за увеличение финансирования науки будет более результативной, если активно предлагать проекты и программы, под которые можно получить дополнительное финансирование. Возможные программы, под которые можно было бы получить дополнительное финансирование для российской науки, - это, например:
1. Программа, направленная на развитие кадрового потенциала российской науки. Эта программа была детально проработана Советом по науке при Минобрнауки, она могла бы включать:
- поддержку инициативы перспективных молодых ученых и ученых среднего возраста (35-50 лет) по созданию самостоятельных лабораторий и научных групп;
- создание новых точек роста и ведущих научных центров в российских регионах;
- создание кадрового потенциала для работы на мировом уровне по приоритетным для РФ научным направлениям;
- организацию аспирантуры, в которой акцент сделан на научно-исследовательской работе аспиранта.
2. Возрождение программы “Интеграция”, которая существовала в конце девяностых - начале нулевых и была направлена на объединение усилий вузов и академических институтов по углубленной подготовке аспирантов и студентов старших курсов путем создания совместных научно-образовательных центров.
3. Создание академических университетов в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге и Владивостоке на базе подведомственных ФАНО академических институтов. Начинать надо с университетов, которые готовят магистров и аспирантов, затем расширять сферу их деятельности на бакалавриат. При разумном подходе эти университеты имеют все шансы со временем войти в первую сотню мирового рейтинга университетов.
4. Организация Академией специального фонда поддержки прорывных научных направлений и “центров превосходства”. Этот фонд мог бы послужить возрождению программ Президиума РАН на новом этапе. Разумеется, создание такого фонда требует, во-первых, решения вопроса о правовом статусе РАН (см. выше) и, во-вторых, возможно только при наличии четко прописанных процедур распределения поддержки, свободных от конфликта интересов. В качестве образца можно взять программу Президиума РАН “Молекулярная и клеточная биология”.

Надежность жизненной траектории ученого
Еще одной важной проблемой, которая должна быть в центре внимания РАН и ее Президиума, является проблема надежности жизненных траекторий успешных ученых. Настоящие ученые редко стремятся к сверхдоходам, однако представление о предсказуемости своей жизненной траектории является для них базовой ценностью. В общем виде решение проблемы надежности жизненной траектории успешного ученого должно включать механизмы, позволяющие сосредоточиться на эффективной научной работе на всех этапах карьеры.
Это предполагает, во-первых, такой размер реальных доходов ведущих ученых, который постепенно увеличивается со временем и позволяет решить проблемы жилья, образования детей и медицинского обслуживания. Во-вторых, ведущий ученый должен быть уверен, что если он работает действительно успешно, на мировом уровне, то ему будет предоставлена возможность раскрыть свой творческий потенциал, своевременно получить самостоятельный участок работы (свою лабораторию) и в дальнейшем иметь возможность финансировать свое научное направление.
В-третьих, это включает достойное социальное обеспечение в старости. Необходимо целенаправленно убеждать Правительство РФ, что создание достойных условий жизни успешных ученых старшего поколения - это не столько их проблема, сколько проблема молодых ученых, многие из которых предпочтут развивать свою карьеру в зарубежных университетах и научных центрах именно по причине надежности жизненной траектории в старости. Ни одна страна и ни за какие деньги не сможет “удержать умы”, если она не обеспечивает им достойные условия в пожилом возрасте.

Комфортность ведения научной деятельности
В России должна быть обеспечена комфортность ведения научной деятельности. Время, затрачиваемое продуктивным ученым на составление различных формальных документов и справок, а также на закупки оборудования и реактивов, должно быть минимизировано. Грантовое финансирование на работы, выполняемые на мировом уровне, должно быть доступно. Должна быть обеспечена гибкость в формировании и изменении научного коллектива, работающего под руководством ведущего ученого.
В настоящее время по всем перечисленным выше направлениям есть серьезные проблемы. Выработка предложений по повышению индикатора комфортности ведения научной деятельности (“Doing Science”) в России должна стать важной задачей РАН и ее нового президента. В конце концов, именно за счет повышения индикатора комфортности можно добиться существенного замедления процесса “утечки умов” из РФ.

Учет конкурирующих точек зрения
Возрождение роли РАН в жизни страны потребует примирения конкурирующих точек зрения ученых, придерживающихся разных, часто противоположных взглядов. Такое примирение может быть достигнуто только в открытых дискуссиях.
С учетом этого я считаю важным проводить систематические и регулярные обсуждения наиболее актуальных вопросов деятельности РАН со всеми ее членами - как на общих собраниях, так и с помощью электронных средств коммуникации. Все разумные соображения членов Академии (не только Президиума) должны быть услышаны и учтены.
Одной из главных задач президента РАН должно стать создание удобных механизмов, позволяющих принимать активное участие в работе Академии всем членам РАН, которые этого захотят. Сейчас большинство членов Академии фактически отстранено от обсуждения и принятия решений, поскольку на общих собраниях в присутствии 2 тысяч человек полноценные обсуждения невозможны. Надо активно вовлекать членов РАН в дискуссии по разным вопросам в рамках экспертных групп, организованных с использованием электронных площадок. Я уверен, что в Академии есть много неравнодушных людей, которые могут и будут это с удовольствием делать. Только так можно эффективно аккумулировать тот значительный интеллектуальный капитал, который имеется в РАН.

Заключение
Я верю, что Российская академия наук имеет все шансы стать сильной, современной и независимой организацией, играющей ключевую роль в формировании научной политики в стране.
Уровень доверия к РАН в российском обществе все еще очень высок. Этот авторитет был завоеван не нами, а предыдущими поколениями ученых (прежде всего, советскими учеными 1940-1970-х годов). Тем более на нас ложится ответственность правильно распорядиться этим авторитетом и направить его на обеспечение динамичного развития российской науки.


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Плод компромиссов. Каким стал закон о РАН?
Госдума РФ приняла в заключительном третьем чтении законопроект, содержащий поправки к закону о Российской академии наук (253-ФЗ), внесенному в феврале нынешнего года Владимиром Путиным. /№ 27-28(2018)
Задание: перепахать. Правовое поле для науки сформируют заново.
Тема круглого стола, который недавно провел в Российской академии наук Комитет Госдумы по образованию и науке, была сформулирована широко и общо: “Правовое обеспечение научной и научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития”. /№ 26(2018)
В роли ревизора. РАН призывают присмотреть за популяризаторами науки.
Академия наук отрабатывает новые подходы к решению одной из важнейших своих задач, которая в законе о РАН сформулирована так: “Участие в организации и обеспечении научно-просветительской деятельности, разработке и реализации программ популяризации и пропаганды науки”. /№ 24-25(2018)

Новости


Россия занимает десятое место в рейтинге стран по публикационной активности в естественно-научных областях исследований и входит в пятерку лучших по некоторым научным направлениям - такие данные приведены в материале НИУ Высшая школа экономики «Россия в рейтинге стран по публикационной активности ученых: естественные и точные науки»



Обсуждение национального проекта «Наука» в правительстве планируется завершить к 1 октября, сообщил журналистам в ходе рабочей поездки в Барнаул министр науки и высшего образования Михаил Котюков.



В Академии труда и социальных отношений прошел круглый стол, на котором обсуждался проект закона о повышении пенсионного возраста. Встреча собрала представителей Федерации независимых профсоюзов России, общероссийских отраслевых профсоюзов, в том числе в области образования, научного и экспертного сообщества, органов власти.



В Москве состоялась встреча президента Российской академии наук Александра Сергеева и Александра Стуглева, председателя правления, директора фонда «Росконгресс» – социально-ориентированного нефинансового института развития, крупнейшего организатора международных, конгрессных, выставочных и общественных мероприятий.

Десять федеральных университетов должны объединиться в ассоциацию, чтобы повысить свою конкурентоспособность и упростить многие процедуры взаимодействия, например, разработку и лицензирование совместных сетевых образовательных программ. Такую точку зрения высказал в ходе заседания Российского союза ректоров, состоявшегося в Москве, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров.

О необходимости поддержки научных журналов высказался на заседании Совета ректоров России ректор МГУ Виктор Садовничий.

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков считает, что науку в стране надо развивать в тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами. Об этом он заявил на расширенном заседании Совета ректоров России, сообщает ТАСС.

Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Российская академия наук (РАН) и Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси) объявляют конкурс на соискание трех премий за выдающиеся научные результаты, полученные российскими и белорусскими учеными при проведении совместных работ в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук и имеющие важное научное и практическое значение.

Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии