Официально


Минобрнауки утвердило контрольные цифры приема аспирантов на бюджетные места в научные организации, подведомственные ФАНО, на 2019/20 учебный год, сообщает пресс-служба агентства.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки прекратила действие лицензии Московского областного гуманитарного института.

Президент России подписал закон «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», который уточняет правовой статус студенческих спортивных лиг и Российского студенческого спортивного союза.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об обеспечении деятельности Российской Антарктической экспедиции на 2018-2022 годы. Оно опубликовано на сайте правительства и доступно по ссылке.




Новости № 16(2018)

Регионы


Студенты Дальневосточного федерального университета завоевали высшую награду Национальной Модели ООН 2018 на международной конференции в Нью-Йорке.

В Томском государственном архитектурно-строительном университете состоялись выборы ректора. По итогам голосования руководителем вуза избран действующий ректор Виктор Власов.

Ярославский госуниверситет и Мос­ковский технический университет связи и информатики заключили договор об образовательном и научно-техническом сотрудничестве.

СНГ


Интердайджест


Останки гигантской морской рептилии, которым 205 миллионов лет, найдены на юго-западе Англии. Они принадлежат 25-метровому ихтиозавру (или рыбоящеру) - животному, размером с голубого кита.

NASA запустило новый аппарат для поиска экзопланет. С подробностями - NASA News Release.

Один из символов австралийской фауны, млекопитающее семейства хищных сумчатых, страдает от заразного злокачественного заболевания, которое называется лицевая опухоль тасманийского дьявола...


Комиссия по охране памятников искусства и старины постановила создать из Кремля “акрополь и пантеон русского искусства”. Сюда переводятся все национальные, исторические и художественные ценности республики, все памятники искусства и древности в случае, если им будет угрожать опасность. На работы по реставрации Кремля отпущено 450 тыс. руб. Приостановлены работы по восстановлению старинных фресок Успенского собора как не отвечающих требованиям художественной реставрации.
















По новой логике. Как реформировать систему управления наукой?
РЕФОРМА РАН
№ 50(2017)

15.12.2017

Не проходит и недели, чтобы на очередной площадке не обсуждался проект или концепция какого-нибудь важного документа, определяющего пути развития науки. Всевозможные программы, призванные улучшить систему управления исследованиями растут как грибы, а ученые жалуются на постоянное ухудшение условий работы. 

А как оценивают нынешний этап реформ в Российской академии наук? Какие перспективы видят? На вопросы “Поиска” ответил заместитель Президента академии член-корреспондент РАН Владимир ИВАНОВ.
- Владимир Викторович, как бы вы охарактеризовали текущий период? 
- Как окончание трансформации академического сектора науки, начало которого ознаменовало принятие печально известного закона о РАН (253-ФЗ). Сентябрьские выборы Президента Академии наук подвели черту под этим этапом. Встает вопрос: что делать дальше? Итоги реформы неутешительны. Создать эффективную систему управления наукой не удалось. Ликвидация региональной структуры РАН разрушила единое научное пространство страны. Не решаются вопросы ресурсного обеспечения - финансового, приборного, кадрового. 
Новый закон о науке, который разрабатывается с 2014 года, Минобрнауки предлагает, если я не ошибаюсь, уже в третьей редакции. Этот законопроект должен был быть внесен в правительство, но, как показали обсуждения, у научного сообщества и министерства нет согласованной позиции по концептуальным положениям. Действующая госпрограмма “Развитие науки и технологий”, по обнародованным в августе этого года оценкам Минэкономразвития, признана одной из самых неэффективных. Ей на смену должна прийти новая госпрограмма - “Научно-технологическое развитие” (ГП НТР) - проект которой обсуждается. Она призвана объединить ресурсы, направляемые в данную сферу. Составной частью ГП НТР станет еще одна готовящаяся программа - по развитию фундаментальных научных исследований (ПФНИ) на долгосрочную перспективу. 
- А стоит ли принимать эти документы сейчас? После выборов Президента РФ структура управления научным комплексом может принципиально измениться. Не исключено, что поменяются и персоналии в руководстве профильных федеральных органов власти. Не получится ли, что придут другие люди и начнут перекраивать нормативную базу под свое понимание ситуации? 
- Именно для того чтобы так не получилось, готовить базу необходимо сейчас. В идеале к моменту создания новой системы управления должна быть принята программа действий, поставлены цели и задачи, имеющие полное законодательное обеспечение. Это позволит очередной команде сразу, без раскачки, включиться в работу.
- За разработку большинства документов в сфере научной политики отвечает Минобрнауки РФ. Академия наук часто высказывает серьезные претензии к написанным чиновниками программам и законопроектам. Почему нельзя заранее увязать позиции? В чем основная суть расхождений РАН и министерства?
- Я бы не стал говорить о претензиях. Речь идет о различных подходах к решению проблем. Конечно, принципиальные вопросы должны согласовываться до начала разработки документов. Но этого не происходит. Минобрнауки работает в старой логике, согласно которой Академия наук не является научной организацией и не участвует в управлении исследованиями. Однако ситуация изменилась - и внешняя, и внутренняя. Страна оказалась под технологическими санкциями, парировать которые можно, только опираясь на собственные силы, прежде всего, на собственную науку. Президент России задал новый вектор: РАН должна стать главным научным штабом. По инициативе главы государства под руководством Президента Академии наук будет создан межведомственный орган, координирующий исследования в приоритетных направлениях научно-технологического развития. Очевидно, что, приступая к новому этапу реформ, необходимо исходить из сложившихся реалий и, естественно, следовать указаниям президента страны. Однако в проектах Минобрнауки новые обстоятельства не учитываются.
На наш взгляд, важнейшая задача сегодня - четко разграничить полномочия ученых и менеджеров. Именно так декларировалась основная цель реформ, затеянных в 2013 году. Однако органы государственной власти претендуют на самостоятельное управление научными исследованиями, хотя для этого у них не всегда хватает компетенций. Определение направлений исследований, распределение финансирования, решение кадровых и институциональных вопросов должно быть возложено на научное сообщество, а административно-хозяйственная деятельность и ресурсное обеспечение - доверены администраторам. 
- Вернемся к Программе фундаментальных научных исследований. Не так давно Экспертный совет по фундаментальным и прикладным исследованиям при Комитете Госдумы по образованию и науке обсуждал два конкурирующих варианта этого документа: один - подготовленный Минобр­науки РФ, другой - разработанный РАН. Было принято решение поддержать проект академии. Как вы собираетесь его продвигать? 
- В Российской академии наук работа над программой началась еще в прошлом году, в период подготовки Стратегии научно-технологического развития (СНТР). В соответствии с 253-ФЗ именно РАН должна представить в Правительство РФ Программу фундаментальных исследований в стране на долгосрочную перспективу. В июле этого года базовые положения ПФНИ обсуждались на заседании президиума академии. Была создана рабочая группа под руководством вице-президента РАН Валерия Козлова, в состав которой вошли представители академического сообщества, заинтересованных министерств и ведомств, госкорпораций. С учетом замечаний и предложений, высказанных членами рабочей группы, проект ПФНИ был доработан, проанализирован в отделениях РАН и опубликован на сайте академии для дальнейшего обсуждения. Его поддержал Экспертный совет Госдумы. Следующим этапом будет формирование на его основе планов фундаментальных исследований и обоснование ресурсного обеспечения. 
- В чем принципиальное отличие проекта ПФНИ, разработанного РАН, от предлагаемого министерством?
- Академический проект основан на следующих положениях. Первое: наука едина, делается ли она в академических институтах, отраслевых организациях или университетах. Второе: наукой должны управлять ученые, а дело администраторов - оказывать им необходимую административно-хозяйственную и ресурсную поддержку. Так принято во всем мире. Поэтому координацию и научно-организационное руководство программы должна осуществлять РАН. Третье: программа должна охватывать максимально возможный спектр направлений и обеспечивать проведение как поисковых исследований, так и ориентированных, нацеленных на реализацию приоритетов научно-технологического развития. Наконец, четвертое: необходимо восстановить единство научно-технологического пространства страны, что, кстати, соответствует одному их приоритетов СНТР. 
Минобрнауки в своем проекте даже не рассматривает академию как участника ПФНИ. РАН отводится некая неясная роль по организационно-техническому, экспертно-аналитическому и научно-методическому обеспечению ГП НТР. В число исполнителей ПФНИ не включена не только РАН. Не попал туда и Минздрав России с его ведущими исследовательскими и клиническими институтами. Проект Минобрнауки не ориентирован на реализацию приоритетов СНТР. Система управления размыта и неконкретна: предполагается, что главные управленческие функции должны осуществлять чиновники. Нам представляется, что такая программа не будет способствовать развитию науки, общества и государства, а лишь закрепит существующие негативные тенденции.
- Вы собираетесь бороться за свой вариант проекта ПФНИ? 
- По-видимому, в данном случае имеет смысл говорить о выработке согласованной позиции. В борьбе с органами государственной власти у ФГБУ РАН перспектив нет, да это и неконструктивно. Науке и власти нужно работать вместе и согласованно. 
В дополнение к уже имеющейся межведомственной группе по разработке программы планируется создание компактной двусторонней рабочей группы академии и Минобрнауки. Свои предложения по его составу мы направили в министерство еще в ноябре.
Окончательный выбор между предложенными проектами ПФНИ должна сделать власть. Все зависит от того, по какому сценарию предполагается развивать страну. Если сохранять ресурсную ориентацию экономики, то можно и дальше двигаться по траектории 2013 года. И в этом случае вполне логично принять вариант Минобрнауки. Нужно только отдавать себе отчет в последствиях - Россия рискует потерять статус научной державы. 
Если же стоит задача освободиться от технологической зависимости, научиться отвечать на вызовы глобальной гуманитарно-технологической революции, необходимо, во-первых, провести тщательный анализ наследства предыдущего цикла реформ и, во-вторых, выработать программу движения вперед, опираясь на академическое сообщество, наиболее четко представляющее проблемы и перспективы развития государства и науки. При таком подходе Академии наук должна быть отведена ключевая роль, и вот почему. Любое министерство имеет ограниченный горизонт планирования, определяемый выборным циклом. В этих граничных условиях задачи стратегического планирования невозможно решать в принципе. Кто сейчас вспоминает про те стратегии, что разрабатывались лет пять-десять назад? Академия же ориентирована на решение стратегических задач. 
- Предполагается, что новая программа фундаментальных исследований должна обеспечить выстраивание целостной системы организации работ. Можно ли это реально сделать, объединив бюджеты финансирующих организаций лишь “аналитически”, как это предлагается и в академическом, и в министерском проектах? Если да, каков механизм? 
- Давайте исходить из того, что министерства и другие федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) работают не в безвоздушном пространстве, а в определенной системе, направленной на развитие государства и обеспечение его безопасности. Каждый ФОИВ отвечает за конкретный участок работы и использует для достижения своих целей определенные механизмы, в том числе научную поддержку. Расходуя бюджетные деньги на науку, министерства берут на себя ответственность за проведение ориентированных фундаментальных исследований, нацеленных на выполнение поставленных задач, в том числе в части реализации приоритетов, которые обозначены в СНТР. Эти исследования должны входить в общую систему, то есть быть согласованы с работами, приводящимися в других министерствах, а также в рамках академических программ. 
Поэтому совершенно необязательно концентрировать средства в одних руках. Необходимо просто исключить дублирование тематик и по возможности объединять интеллектуальный потенциал их исследователей из разных ведомств. 
Что же касается оценки результатов, то реализуется фактически двойная система контроля: со стороны Академии наук - за качеством результатов - и со стороны заказчика-министерства - за решением отраслевых проблем. Если поставленные задачи не выполнены, вполне уместен вопрос о том, насколько эффективно были потрачены “научные” деньги.
- Вы констатировали, что идет формирование новой системы управления наукой. Какие важнейшие факторы должны быть при этом учтены?
- Прежде всего, необходимо восстановить доверие науки и власти, наладить конструктивный диалог. В этом направлении сейчас многое делается, но процесс еще далек от завершения.
Кроме того, нужно на государственном уровне определить роль науки в стране. В СНТР говорится, что фундаментальная наука является системообразующим институтом, обеспечивающим развитие нации. Однако это положение останется лишь лозунгом, если РАН не будет признана ведущей научной организацией. Именно так ставился вопрос, когда в 1991 году Академия наук была воссоздана указом Президента России. Понятно, что времена меняются и надо искать новые формы. В РАН эта работа активно ведется. 
Важно решить и кадровые вопросы: не власть должна идти в науку, а ученые во власть. Только так можно обеспечить развитие и государства, и науки. Сохранить исследовательский сектор в тяжелые 80-90-е годы удалось в том числе благодаря членам академии, работавшим на руководящих государственных должностях. 
Наконец, необходимо отказаться от практики привлечения в сферу государственного управления наукой “эффективных менеджеров”. Очевидно, что формировать научную политику, управлять исследованиями могут только специалисты с большим научным авторитетом. На уровень начальников отделов министерства и выше должны назначаться люди, имеющие ученые степени и опыт руководства исследовательскими коллективами и научными проектами. Прекрасный кадровый резерв - корпус профессоров РАН, среди которых есть очень перспективные управленцы.
Беседу вела Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

 

Отзывы (1)

16.12.2017 06:51 VIK
"На уровень начальников отделов министерства и выше должны назначаться люди, имеющие ученые степени и опыт руководства исследовательскими коллективами и научными проектами.". Хочу поделиться двумя цитатами, а потом пусть каждый сделает свой вывод. Цитата № 1 [«Ученые разошлись в оценке законопроекта об изменении порядка выборов главы РАН», http://tass.ru/nauka/4318434 (Дата обращения: 06.06.2017)]: «Главный ученый секретарь РАН академик Михаил Пальцев уверен, что согласование кандидатур претендентов на пост президента академии наук необходимо, поскольку РАН является федеральным государственным бюджетным учреждением, а ее глава - госслужащим.» "Учредитель должен согласовывать кандидатуры - это существующая практика для всех ФГБУ… Президент академии относится к государственным служащим, поэтому там есть ряд ограничений: он не должен заниматься бизнесом, не должно быть конфликта интересов, всякие эти вещи. Поэтому, я думаю, что там в основном предметы, которые касаются того, что это госслужба, так что критерии нормальные. Я не исключаю, что все кандидатуры, которые мы выдвинем, будут одобрены", - заявил Пальцев ТАСС.». Комментарий: Президент РАН не является госслужащим, так же как и директора иных ФГБУ. Цитата № 2. Академик В.Ф. Шабанов (бывший председатель Красноярского научного центра СО РАН) высказал следующее соображение [«Михаил Котюков: ФАНО России и РАН должны вместе работать над повышением уровня науки в регионах» от 27.01.2017, http://fano.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=37846 /(Дата обращения: 01.02.2017)]: «- Это значит, что институты вошли в центр как юридические лица по доверенности. Согласно положениям гражданского кодекса их нельзя закрыть или расформировать. Кроме того, каждый институт имеет в налоговой службе свой собственный счет, через который осуществляет свою деятельность - получает гранты, реализует проекты.». Комментарий: 1. Институты СО РАН, вошедшие в Федеральный исследовательский центр, потеряли свой прежний статус юрлиц: если Институты действуют на основании доверенностей, выданных учредителем(лями), то они не являются юрлицами, кроме того, доверенности всегда можно отозвать, а далее – поступать так, как укажет учредитель(ли) – закрывать, реорганизовывать и т.д. 2. Никаких счетов в Федеральной налоговой службе ни ФИЦ, ни его обособленные подразделения (институты) иметь не могут в соответствии с положением о ФНС России. Скорее всего, речь идёт о счетах в теруправлении(ях) Федерального казначейства (Казначейства России).
Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Звучать гордо. РАН примеривается к новой миссии.
Первое после выборов нового руководства Российской академии наук Общее собрание прошло мирно, плавно, без сюрпризов. Обсуждались итоги работы за год, ситуация в науке, стратегия развития РАН. Поддержать и поприветствовать ученых приехали чиновники высокого ранга из Администрации президента, правительства, федеральных исполнительных и представительных органов власти. /№ 14(2018)
Работать на авторитет. Из доклада главного ученого секретаря президиума РАН академика РАН Николая Долгушкина.
20 марта 2017 года начало свою работу общее собрание членов Академии, которое заслушало доклад “Об основных результатах работы РАН в 2014­-2016 гг.” и отчет о работе президиума за трехлетний период. /№ 14(2018)
В контексте перемен. Уральские ученые сверяют цели.
Общее собрание Уральского отделения РАН, прошедшее недавно в актовом зале Института физики металлов, открылось торжественным вручением главной отделенческой награды - Золотой медали имени академика Сергея Вонсовского. /№ 14(2018)

Новости


В вузы Минобороны РФ с 1 сентября этого года начнут набирать сирийских граждан. Об этом на Ялтинском международном экономическом форуме сообщила член Совета федерации от Крыма Ольга Ковитиди.



Государства-члены Организации черноморского экономического сотрудничества приняли Московскую декларацию по образованию, сообщает пресс-служба Минобрнауки. Документ содержит основные подходы к взаимодействию стран в сфере образования и дальнейшему обмену опытом развития образовательной среды.



Совет по науке при Минобрнауки выступил с заявлением, в котором выражена глубокая обеспокоенность в связи с внесением в Госдуму законопроекта «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств». Члены совета считают, что предложенные в законопроекте меры могут нанести существенный ущерб развитию российской науки и технологий.



Россия должна привлекать на работу лучших ученых и продолжать взаимодействие с международными научными организациями. На решение этих задач направлены поручения Владимира Путина, которые он дал по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию и встречи с учеными Сибирского отделения РАН, прошедших в феврале 2018 года.



Российские студенты завоевали Кубок мира и четыре медали из 13 на престижном мировом чемпионате по программированию ICPC, финал которого прошел в Пекине. Отличились команды из МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, ИТМО и Уральского федерального университета, информирует ТАСС.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева провела рабочих встреч с министрами профильных ведомств на Московском международном салоне образования. По итогам встреч были подписаны меморандумы о сотрудничестве в сфере высшего образования РФ с Республикой Бурунди и Государством Палестина.

Работодатели и образовательные организации могут проверять подлинность свидетельств о признании иностранного образования или квалификации иностранных работников и абитуриентов через электронный сервис «Реестр выданных свидетельств», размещенный на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Российский научный фонд объявляет о начале приема заявок на инфраструктурный конкурс Президентской программы исследовательских проектов

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Большие данные в постгеномную эру” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Правовое регулирование геномных исследований” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции России” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Трансформация права в условиях развития цифровых технологий” (“мк”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии