Официально


Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.



Рособрнадзор запретил прием в Вятский государственный университет. Санкция применена за «неисполнение предписания в установленный срок».



Два опорных селекционно-семеноводческих центра в области сахарной свеклы будут созданы на базе ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л.Мазлумова (Воронежская область) и Первомайской селекционно-опытной станции сахарной свеклы (Краснодарский край). Такое решение одобрил Межведомственный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ».



Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал внесенный правительством проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-го и 2021 годов, но, как заметил председатель комитета Вячеслав Никонов, «курс, который был взят на приоритетность науки для нашей страны, в бюджетной политике отражения не нашел».






Новости № 41(2018)

Регионы


Первый МГМУ им. И.М.Сеченова открыл новое направление подготовки - “Промышленная фармация”. Вуз предложил учащимся два уникальных профиля этой магистерской программы - “Обеспечение качества лекарственных средств” и “Управление разработкой лекарственных средств”.

Ярославский госуниверситет подписал трехстороннее соглашение с ярославским филиалом Физико-технологического института РАН и “Ростовским оптико-механическим заводом”.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров ознакомился с ходом строительства нового учебно-лабораторного корпуса Аграрного университета.

СНГ


Интердайджест


Телескоп “Хаббл” обнаружил объект размером с Нептун - потенциальный спутник далекой планеты. С подробностями - Sciencemag.org.

В конце сентября экспертный совет при Министерстве здравоохранения и науки Японии представил рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека.

Спутниковые лазерно-радарные исследования выявили ранее недооценные размеры и сложную устроенность поселений древней цивилизации майя в период ее расцвета и даже раньше.


В Совете народного хозяйства представлен проект инженера Константинова о производстве сливок и молока из подсолнухов и орехов. Проект представляет большой интерес ввиду того, что в случае удачи он очень упростит и удешевит производство молочных продуктов. Ввиду большого затруднения с приобретением машин для массовой очистки семян решено использовать в случае пригодности машины для очистки семян какао и бобов, имеющиеся на конфетно-шоколадных фабриках.
















Взялись за живое. Физтех развивает life science.
Образование
№ 52(2017)

29.12.2017

Светящееся в темноте здание из стекла и бетона, похожее на огромный корабль, украсило кампус МФТИ сравнительно недавно - в прошлом году сюда переехала Физтех-школа биологической и медицинской физики, объединившая учебные и научные структуры, связанные с этой бурно развивающейся междисциплинарной областью знаний. В первый, самый сложный, год становления школы ее возглавлял Сергей ЛЕОНОВ, заведующий лабораторией разработки инновационных лекарственных средств и агробиотехнологий. 
До прихода в МФТИ С.Леонов четверть века проработал за рубежом - в различных университетах Швеции, США, Франции, а последние 12 лет - в фармацевтической фирме в Швеции, где изучал механизмы возникновения и развития болезни Альцгеймера и занимался созданием лекарств. Потом вернулся в Россию, три года трудился уже в российской фармацевтической компании. А четыре года назад его пригласили в МФТИ на должность заместителя директора по науке сначала БиоБизнес-Инкубатора, а впоследствии - Центра живых систем МФТИ. 
- БиоБизнес-Инкубатор был призван сблизить образовательный процесс и бизнес, дать возможность студентам и выпускникам МФТИ найти себя не только в науке, но и в предпринимательстве, связанном с науками о жизни (life science), - вспоминает Сергей Викторович. - В то же время в МФТИ уже существовал факультет биологической и медицинской физики (ФБМФ), ранее называвшийся факультетом молекулярной и биологической физики. Еще в начале 2000-х годов в МФТИ задумались о необходимости подготовки физиков со знанием медицины и биологии. Тогда академик Валерий Шумаков, известный врач-трансплантолог, выступил с идеей создания на Физтехе кафедры физики живых систем. Он осознавал четкую необходимость в моделировании систем искусственного кровообращения, имплантатов и трансплантатов, новых материалов для медицины. Нужны были исследователи, работающие на границе знания физики, математического моделирования, биологии, медицины. И кафедра, первая в России такого рода, была в МФТИ создана. В.Шумаков стал первым ее руководителем. Как дальше развивалась это направление, - история длинная и непростая. Тогда в стране многие физики и медики не воспринимали всерьез идею становления биомедицинского образования в техническом вузе. Но сегодня уже, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений, что бурно развивающейся современной медицине очень нужны специалисты - профессионалы не только в этой области, но и в физике, и в биологии. 
До создания физтех-школы факультет вел образовательную деятельность, а бизнес-инкубатор, связывая науку и бизнес, занимался созданием новых лабораторий в области физики живых систем. 
- За счет чего создавали лаборатории? Тогда ведь еще не было Проекта 5-100?
- Некоторые финансировались в рамках программы Минпромторга “Фарма-2020”. Мы также участвовали в ФЦП “Исследования и разработки”. В частности, здание, в котором сейчас размещается школа, было построено при поддержке Минпромторга и Минобрнауки. Потом появился Проект 5-100.
В Школу биологической и медицинской физики вошли два факультета МФТИ - ФМБФ и ИНБИКСТ (Институт нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий), который находится на территории Курчатовского центра. Но в этом году ИНБИКСТ снова стал отдельной структурой МФТИ. И фактически наша школа сейчас состоит из одного факультета и более двух десятков лабораторий в области life science. Ведь основная ее идея - создание научных прорывных направлений, открытие новых лабораторий и передача свежих знаний студентам. Нормальная университетская идея - мы тут ничего нового не выдумали. У студентов теперь есть возможность рано определиться с траекторией своей подготовки, будет ли это кроме базового физтеховского трехлетнего образования, которым всегда славился МФТИ, биология или медицина, и выбрать перечень дисциплин, который ведет к заветной цели. 
- А каких специалистов будет выпускать физтех-школа?
- Сейчас стопроцентное трудоустройство выпускников факультета обеспечивают базовые организации, проводящие практику по магистерским программам, а также научные, медицинские, фармацевтические организации - партнеры образовательных программ. 
Но появляются новые работодатели. Мы ориентируемся на мировые тренды. По прогнозам рынки труда и технологий в ближайшие десятилетия будут развиваться по трем основным направлениям: Healthnet - рынок персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств, обеспечивающих рост продолжительности жизни, получение новых эффективных средств профилактики и лечения различных заболеваний, Neuronet откроет новые возможности мозга человека и перспективы управления информационными системами с помощью нейросетей, и, наконец, Foodnet - это развитие агробиотехнологий, правильного персонифицированного питания, поиск дешевых натуральных источников сырья. 
Соответственно, исследования и образование в школе в основном развиваются по таким направлениям, как биоинформатика и биотехнологии, in silico дизайн лекарств, различные “омик”-технологии: коннектомика мозга, геномика, протеомика, метаболомика... Дальше - физика тела человека и животных, включая биоматериалы и искусственные органы, тераностику (терапия плюс диагностика), нейро- и кардиофизику, а также исследование механизмов старения. И, наконец, разработка современного оборудования и новых технологий медицинской диагностики, “умных” средств реабилитации больных, телемедицина.
Кроме того, школа предполагает создание стартапов студентами в случае, если у них есть предпринимательская жилка и своя идея. Видим свою задачу в том, чтобы дать им знания, необходимые для того, чтобы они могли эту идею реализовать, если она имеет какое-то практическое приложение. 
- Много ли сейчас в школе лабораторий?
- Их число постоянно меняется. На базе бизнес-инкубатора и ФБМФ было около 20, в течение четырех лет мы вышли на уровень 26-28. Каждый год какие-то закрываем, какие-то открываем.
- Почему закрываете?
- За недостаточную эффективность. Есть определенные критерии ее оценки: количество и уровень публикаций, количество привлеченных штатных научных сотрудников, самостоятельно привлеченных средств и т.д. 
- Какие самые интересные результаты достигнуты за время существования школы, на ваш взгляд?
- Год всего прошел, так что трудно сказать. Были интересные работы по старению, опубликованы статьи в журналах Science и Nature. Можно отметить также исследования совместно с ГНЦ ФМЦ имени А.И.Бурназяна - о последствиях воздействия различных доз радиации на стволовые клетки. 
- Центр старения вроде в вашу школу не входит?
- Да, это так, но мы работаем все время в тесном контакте. Центр старения - в другом корпусе. Это связано с тем, что там находится уникальная рентгеновская установка, которая позволяет оценивать кристаллы белков в липидном b-слое. В МФТИ очень динамичная структура. Сегодня мы разрознены, а завтра можем быть вместе. Это зависит от того, какие акценты ставятся в очередном исследовании. Так, например, лаборатория нейронных сетей и глубокого обучения под руководством Михаила Бурцева изначально возникла у нас в школе, а когда получила большой заказ от Сбербанка, перешла в Физтех-школу прикладной математики и информатики, потому что для решения поставленной задачи потребовалось больше математики: ученые используют нейрокогнитивные технологии, но с математическим уклоном (см. “Приложения следуют”, “Поиск” №49). 
- Как создание школы изменило отношения МФТИ с институтами РАН?
- Мы по-прежнему взаимодействуем. Базовые кафедры РАН остались, но то, что на физтехе появились научные лаборатории, пожалуй, усилило конкуренцию за студента. Мы бы хотели, чтобы было больше совместных научных проектов с институтами РАН. Поскольку главные открытия сейчас рождаются на стыке наук, такое взаимодействие было бы продуктивно. Но пока что институты не очень охотно идут на совместные гранты.
- Каким вы видите развитие школы в ближайшие годы? Или оно выражается только в числовых показателях?
- Нет, не только. Есть стратегия развития, которое, как я уже говорил, осуществляется по нескольким направлениям. Если же взять образование, то мы идем по пути создания онлайн-курсов, англоязычных программ, новых образовательных программ бакалавриата. Агентство стратегических инициатив обнародовало атлас новых профессий, так что мы уже представляем, какие специальности появятся к 2020-2030 годам. Некоторые звучат весьма футуристически, скажем, “архитектор нейронных сетей”. С учетом новых профессий нужно модифицировать существующие программы. Будем развивать, в первую очередь, направления междисциплинарные - из сочетания биологии, медицины, IT, системной биологии и других наук. В этом плане мы сейчас активно сотрудничаем с крупнейшими научными организациями Европы: с Исследовательским центром в Юлихе, Центром системной биологии в Университете Люксембурга. Собираемся запускать совместные проекты, в их рамках развивать студенческие обмены. Мы находим точки соприкосновения - то, чем дополняем друг друга. 
- Например?
- Например, в МФТИ - мощная база подготовки IT-специалистов с очень хорошим знанием физики, и они крайне востребованы на Западе, где сотрудники специализируются либо на IT, либо на физике. А в европейских центрах идеи, постановка задач на переднем крае науки. 
- С IT все понятно. А вот как вы в Физтехе даете своим студентам медицинское образование? 
- По программе двойных дипломов. Она была разработана еще Иваном Николаевичем Грозновым, деканом факультета молекулярной и биологической физики. Тогда ребята первые три курса учились в МФТИ, а потом четыре года - в стенах медицинского вуза. Сначала это был “Третий мед”, сейчас - Сеченовский университет. Это долгое семилетнее образование, но дети на него идут. Аналогичная программа двойных дипломов - с Маквайерским университетом Австралии. Магистранты половину времени обучаются там, половину - в России и получают два диплома. 
- Вы говорили, что в школе рождаются стартапы. Можно примеры?
- В прошлом году создал новую лабораторию Тимур Бергалиев. Она занимается, в частности, разработкой киберсистем для контроля психоэмоционального состояния водителя по видеоизображению. Это чисто прикладная лаборатория, она работает по контрактам с “Аэрофлотом”, крупными перевозчиками, в том числе с РЖД. Все, что разрабатывают, фактически идет в конкретные проекты. Создают новые устройства, программные продукты.
Еще один интересный пример. У школы есть совместная программа с физтех-лицеем: ребята приходят к нам, слушают лекции, работают в лабораториях. Тут родился студенческий стартап, связанный с оценкой продуктов питания. Чтобы заинтересовать школьников работой в лаборатории, студенты организовали детективное агентство FoodNet. Школьники начали собирать образцы продуктов в различных магазинах и учиться проводить их анализ на наличие гербицидов, пестицидов, тяжелых металлов и прочих вредных веществ. Об этом узнал организатор и владелец известной в Москве сети магазинов здорового питания. Он, кстати, выпускник МФТИ. Ему идея понравилась, и он профинансировал стартап. За год наши студенты разработали аналитические методы, позволяющие на нашем оборудовании проверять продукты. Сейчас студенты вместе со школьниками выполняют заказы на исследования продуктов всех поставщиков магазинов сети на 140 самых опасных веществ. Если находят в продукте что-то вредное, сеть перестает работать с этим поставщиком. А для школьников участие в стартапе - прекрасная возможность обучиться работе в лаборатории, решая реальные задачи под руководством студентов. 
- Что сейчас для школы, на ваш взгляд, самое главное?
- Запустить англоязычную программу бакалавриата - это сейчас жизненно необходимо, так как поможет МФТИ получить большую узнаваемость за рубежом, привлечь иностранных студентов, которые в будущем, возможно, станут сотрудниками наших лабораторий. Важная задача - очень серьезно работать над международной репутаций МФТИ именно в области life science. Мы нацелены на вхождение в международный предметный рейтинг. 
Беседовала Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С расчетом на ведущих. От лидеров высшей школы ждут особых усилий.
Задачу вхождения российских вузов в мировые рейтинги, поставленную Президентом РФ в 2012 году, можно считать во многом решенной. Что дальше? /№ 41(2018)
К вопросу о спросе. Как НГТУ попал в международный рейтинг трудоустройства выпускников.
В конце 2017 года Новосибирский государственный технический университет показал высокий уровень трудоустройства выпускников в рейтинге востребованности инженерных вузов России (по версии МИА “Россия сегодня”). /№ 41(2018)
Чтобы не было дыр. Зачем нужен экономический диктант?
“Сильная экономика - процветающая Россия” - такова была тема состоявшегося недавно Всероссийского экономического диктанта, в котором приняли участие более ста тысяч человек. /№ 41(2018)

Новости


В преддверии 60-летия Государственной публичной научно-технической библиотеки России ее генеральный директор Яков Шрайберг рассказал о том, как будет развиваться ГПНТБ в ближайшем будущем. Текст его выступления размещен на сайте библиотеки.



Томские вузы планируют создать «Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ) новой технологической революции», объединившись с промышленными партнерами. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах форума U-NOVUS ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.



Сотни тысяч человек стали гостями и участниками фестиваля NAUKA 0+, тема которого в этом году звучала так: «Мегасайенс: Россия в мире - Россия для мира».



Дистанционные образовательные курсы нужны, но они никогда не заменят очных лекций, заявил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на III Форуме ректоров иберо-американских и российских университетов.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о численности научных кадров в России по итогам 2017 года и в целом за период 2008-2017 годов. Отмечается, что количество россиян, занимающихся исследованиями и разработками, с 2008 года снизилось на 7%.



Минобрнауки разрабатывает проект создания сетевой магистратуры в партнерстве с промышленными предприятиями наукоградов, сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства.



В Томске проходит Пятый форум новых решений U-novus. Как рассказал его модератор ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, работа форума будет строиться в логике тройной спирали - взаимодействия власти, бизнеса, науки и образования.



Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии