Официально


Указом Президента РФ в перечень федеральных государственных вузов, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, внесен Российский университет транспорта (МИИТ).



За многолетний труд на благо сельскохозяйственной науки, большой вклад в развитие отечественной аграрной науки и в связи с юбилеем Президиум РАН наградил Почетной грамотой Российской академии наук академика Эльмиру Крылатых. Почетной грамоты Российской академии наук также удостоен коллектив лбщественной организации «Центр-Клуб земляков-оренбуржцев в Москве». Они отмечены за совместное плодотворное сотрудничество с Российской академией наук и большую научно-поисковую и патриотическую работу.

Минобрнауки начало прием заявлений о включении в перечень научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права самостоятельного присуждения ученых степеней. Подробности можно узнать посылке.

Законопроект об обязательном распределении выпускников в госкомпании после окончания учебы в вузах внесен на рассмотрение Госдумы. Документ размещен в базе законопроектов на сайте ГД, его автором выступил депутат «Единой России» Сергей Вострецов.




Новости № 16(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


















По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Образование
№ 52(2017)

29.12.2017




Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым. Сергей Григорьевич как член Попечительского совета ТГПУ, хорошо зная уникальный потенциал и творческие возможности вуза, выразил уверенность в том, что именно этому коллективу будет под силу реализовать идеи РКК “Энергия” по привлечению внимания подрастающего поколения к истории, настоящему и перспективам развития космической отрасли. В ходе обсуждения участники дискуссии решили выйти за сложившиеся в космических державах мира традиционные рамки общения с детской аудиторией. Договорились разработать долгосрочную программу комплексных мероприятий, опирающихся на престиж российской космонавтики, направленную на осознание подрастающим поколением ключевой роли отечественного образования, науки и техники в современной цивилизации. 

Сформировали штаб инициативы, в состав которого вошли помимо участников встречи директор Департамента науки и высшего образования Томский области Николай Минаев, первый проректор ТГПУ Андрей Макаренко, руководитель ГТРК “Томск” Александр Деркунский, а также старший редактор отдела спецпроектов ГТРК “Томск” Петр Кондаков. На этапе становления нового дела его инициаторы регулярно (Александр Чернявский - дистанционно)  - до двух раз в неделю - встречались в “штаб-квартире”, кабинете ректора ТГПУ, вырабатывая концепцию инициативы, предлагая и обсуждая темы и план мероприятий, формулируя задания для рабочих групп. За реализацию заданий штаба по содержанию уроков, технологий их проведения и работу с детьми отвечает ТГПУ, за разработку сценария мероприятий - ГТРК, общий контроль и координацию осуществляет штаб. 
Инициатива, которую было решено назвать “Космический урок”, официально поддержана губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным, генеральным директором РКК “Энергия” Владимиром Солнцевым, руководством “Роскосмоса”, ФАНО и СО РАН.
Почему урок? Это наиболее известная и общепринятая форма работы с детьми, которых хотят обучить и воспитать. Почему “космический”? Потому что используются возможности орбитальных космических станций. Но в отличие от аналогичных форм, распространенных в России и за рубежом, этот “Космический урок” не является частью какой-либо образовательной программы, а носит познавательный и воспитательный характер. За 2017 год проведено несколько таких уроков  на разных площадках страны, каждый - с участием космонавтов,  работающих на МКС.  Они общаются с детьми в режиме online (желающие могут посмотреть трансляции на сайтах www.energia.ru и www.cosmos.tspu.edu.ru). 
Очередной, пятый по счету, урок провели под Новый год в Королёве, в музее Космонавтики РКК “Энергия”. Впервые попав в мир уникальных подлинных спутников, космических аппаратов и орбитальных станций, спускаемых капсул и скафандров, хочется, забыв обо всем, долго ходить по огромному помещению, трогая все эти невероятные экспонаты, читая живо написанные подробные сопроводительные таблички к ним. Тем более возле приборов - предостережения:  “Кнопки не нажимать”,  значит, не макеты. Мы с коллегой даже удивились, почему присутствующая ребятня не разбежалась по просторному залу?! Ответ был: “Да это же в основном наши, из аэрокосмической школы города Королёв, они здесь все сто раз облазили”. 
Пятый урок начала ведущая ГТРК “Томск” Татьяна Клименко, первым делом представив всех участников. Ведь кроме собравшихся в Королёве москвичей на уроке в режиме телеконференции традиционно присутствовали ученики Томска и Томской области, а также смена образовательного центра “Сириус” (г. Сочи) и работающие  на МКС космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров (на снимке). Урок вели сотрудники ТГПУ  Рустам Кононенко и Алексей Аржаник. В разработке урока принимала участие руководитель рабочей группы педагогов ТГПУ Юлия Богданова, которая также на нем присутствовала. Действуя согласованно, эта команда вместе с экспертами из РКК “Энергия” играючи разобрала тему “Электромагнитная среда обитания. Космическая связь” - с примерами, экспериментами, картинками и комментариями - так, что, посетив такой урок, ребенок наверняка запомнит и принципы действия современной системы телекоммуникаций, и роль в ее создании ученых и инженеров СССР и России.  Глубоко символично, что этот урок состоялся именно в Музее космонавтики. 60 лет назад благодаря достижениям наших соотечественников - великого конструктора Сергея Павловича Королёва и его коллег - началась космическая эра человечества - был запущен первый искусственный спутник Земли.
Я бы на месте учеников или их родителей от урока к уроку себе выписки делала, когда и какой вклад в нынешнюю цивилизацию совершили мои соотечественники, - полезная табличка бы появилась. Но и без нее дети вспомнили, когда А.Попов впервые продемонстрировал прибор для приема электромагнитных сигналов (1895 год), когда был запущен первый в мире спутник связи “Молния-1”, с помощью которого организовали, по сути, антенну-ретранслятор на расстоянии 35 тысяч километров от поверхности Земли. Потом спутники вошли в единую систему связи с приемно-передающими устройствами на Земле. У граждан нашей страны появилась возможность смотреть Центральное телевидение и использовать телефонию. Присутствующий на уроке эксперт,  советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский, уточнил, что уже в 1964 году нашими учеными и инженерами (во главе с его отцом Григорием Чернявским, которым сын гордится) была создана первая в мире система персональной непосредственной спутниковой связи со спутниками “Стрела-1”. С помощью этой системы индивидуальные пользователи получали телеграфию на переносные приемники. И только через 20 лет в Международном реестре связи появился термин “мобильная связь”. А в 1967-м в стране возникла сеть спутникового телевидения “Орбита”. Это была так называемая региональная связь. Впервые она была опробована между Москвой и Дальним Востоком. Так что не с Запада пришли к нам эти достижения, а достались от советской космонавтики. 
Почему об этом надо рассказывать детям, а взрослым - напоминать? Вот как говорит об этом один из зачинателей “космических уроков”, членкор РАН Сергей Псахье, директор ИФПМ. 
- Напоминать надо потому, что, к сожалению, в мире сейчас стараются забыть, что сегодняшняя цивилизация сформирована в значительной степени советской, российской инженерной и научной школами. Это нисколько не умаляет заслуг ученых из других стран, но про своих надо знать. В Америке о своих все время напоминают, а мы? То ли не знаем, то ли стесняемся. А на каких примерах воспитывать у детей гордость за предков, желание быть их достойными потомками? Подобные уроки помогают еще и понять, где наше место в нынешней гонке технологий. За несколько лет происходят изменения, на которые раньше уходили столетия. Надо, чтобы наши дети в лицо знали не звезд шоу-бизнеса, а ученых, конструкторов и космонавтов, по полгода обитающих вдали от семей на МКС, - уверен С.Псахье.
Поразительно, но организаторам удалось сделать так, чтобы каждый урок вбирал в себя минимум двадцатиминутную связь с МКС. Казалось бы, у экипажа там тьма задач, порой домой с орбиты позвонить некогда (а можно, ибо есть та самая спутниковая связь), но космонавты выделяют время для общения с детьми! Проводят эксперименты, которые запоминаются навсегда, -  например, игра в пинг-понг шариком воды, отжимание в невесомости мокрой тряпки - отвечают на вопросы, как применить умные материалы в космосе, рассказывают о близящемся международном конкурсе “Сфера” студенческих команд по дистанционному управлению шарообразными роботами внутри МКС, посвящают ребят в детали проекта “Пробой”, что помогает бороться с метеоритной опасностью, то есть приглашают детей в соратники,  соучастники освоения космоса. Послушать эти разговоры учеников, космонавтов, экспертов - так человечество всерьез готовиться к освоению Луны, Марса, созданию поселений на других планетах.
Школьники прямо спрашивают главного специалиста по управлению полетами Виктора Благова: как будет выглядеть спутник будущего? А он, прежде чем ответить, уточняет про настоящее, про то, какую роль система глобальной связи имеет для космонавтики в целом. Вспоминает, какое значение имела для ее создания станция “Мир”, кивая головой в сторону зала, где она громоздится. 
- Такая связь появилась, когда на геостационарной орбите разместили три спутника (на высоте 36 000 км над Землей), и вращались они с той же угловой скоростью, что и планета. До этого у космонавтов на борту станции связь с Землей была 20 минут из полуторачасового витка вокруг планеты. В остальное время никакой информации нельзя было передать ни экипажу, ни от него нам, - вспоминает Виктор Дмитриевич. - Случись что - нельзя ни посоветоваться, ни прийти на помощь, взяв, допустим, управление на себя. А с 1986 года, когда система вошла в строй, у ЦУП  - круглосуточная связь с космонавтами. Длительность сеансов осталась та же -  что людей зря дергать, но возможность экстренных контактов здорово облегчила взаимодействие. А в будущем спутники станут более унифицированными, с широкими возможностями. И у нас такие проекты разрабатывались на так называемой универсальной  космической платформе. Прототип нашей организацией был создан, но не полетел. В 90-е годы стало не до него, да и вообще не до космоса -  мы с трудом выживали. К счастью, выжили и теперь можем заниматься тем, что стране требуется.
Вот эта горькая правда о судьбе российской космонавтики тоже нужна ребятам. Им надо понимать, что путь к настоящим звездам всегда состоит из многих шагов и тернист. В этом их убедил и рассказ Героя России, летчика-космонавта, руководителя летного Центра РКК “Энергия” Александра Калери. Он вспомнил, как рождался (из уважения к труду конструкторов, ученых, рабочих, инженеров) музей, в котором идет урок, что с 1963-го по 1996 годы это была совершенно закрытая экспозиция, а сейчас сюда могут прийти подростки и увидеть то, что составляет гордость их страны.
Удивительно, как много единомышленников всего за год привлекла идея “космических уроков”, лишь только инициаторы перешли от слов к поступкам, совместному труду. Знатоки своего дела, они и к детям открыты, и одновременно грамотно позиционируют космическую программу в обществе. У инициативы все больше сторонников и в Новосибирске, и в Сочи, и в столице - профессионалам хочется участвовать в благом действе. Не в бизнесе, а в деле - образовании и обучении детей. В зависимости от тематики к урокам охотно подключаются сотрудники институтов Сибирского отделения РАН, порой сообщая подросткам о самых последних своих работах. Благодаря ГТРК “Томск”, RT уроки через Интернет транслируют в социальные сети в реальном времени, смотреть можно по всему миру, хочешь -  сам задавай вопросы. Конечно, вести такой сетевой урок трудно -  есть задержки с передачей сигнала - но благодаря профессионализму команды справляются, и дети не теряют внимание. Более того, готовятся к уроку, стараясь быть на нем не просто “губкой” для информации. Например, на пятом уроке несколько групп учащихся предложили на суд экспертов и товарищей свои проекты. 
Мне запомнились ребята из гимназии №11 города Королёв, прошедшие образовательную “космическую” смену “Большие вызовы” в Сочи. Они теперь с гордостью, как в форму космонавта, облачаются в толстовки с надписью “Сириус”. Представляли свою разработку  - планетоход с шагающей системой передвижения для поверхности Марса - по очереди. Ученик гимназии Павел Семёнов рассказал, чем ценен транспортный модуль - портативность, высокая проходимость - а ученица Алиса Короткова объяснила, почему предпочли именно 8 опор (меньше - нет устойчивости, больше - управлять трудно, плюс распределение веса на восемь опор меньше травмирует грунт планеты). 
Эксперты прокомментировали: схема сложная, много элементов, и каждый способен отказывать. Насколько они ремонтопригодны? Явно надо тщательно отработать каждый, дистанционное управление всеми узлами, приводами с учетом того, что на Марсе низкое давление, обильная пыль. Но в целом идея интересная - дерзайте!
- Кстати, а как вы решаете вопрос стабилизации кабины, как в ней будет себя чувствовать экипаж? Укачать может людей, - конкретно озадачил ребят летчик-космонавт №73 Александр Калери. - И еще, вы задумывались, с чем мы придем в другие миры? Не просто за полезными ископаемыми, а с чем? Если с добром, любовью и хорошими намерениями, то сама природа должна способствовать нашему проникновению туда. А если с агрессией, то кому мы там нужны?
А эксперт Александр Чернявский, назвав ребят “коллегами” (“мы работаем на одном направлении, значит, коллеги”), настоятельно советовал прорабатывать следующие этапы - какие будут действия по отдельным элементам, по прототипу - и попросил не останавливаться на эскизном проекте.
Рядом с “сириусцами” оказались и ребята из той же 11-й гимназии Королёва, которые были в одной команде с ребятами из Томска, - совсем недавно они вернулись из Таиланда, где успешно участвовали в первом Чемпионате по робототехнике RoboCup Азиатско-Тихоокеанского региона. Там, кстати, россияне (студенты и школьники) очень хорошо себя проявили. Транспорт, макет которого был в руках одного из мальчишек, имеет полный привод, может ехать по линии, преодолевать сложную трассу - с горками, ямами, препятствиями - может принимать на борт условных жертв и отправлять их в зону эвакуации. 
Еще один проект представляли Андрей Дмитриев и Анастасия Игнатьева из аэрокосмического класса, который опекает РКК “Энергия”. Вместе со своим научным руководителем инженером летного центра РКК “Энергия” Ильёй Овчинниковым они занимаются доработкой передвижной лунной станции “Луна-25”. Цель - создание автоматического зонда для комплексных исследований на поверхности Луны в околополярной области. Пока “Луна-25” не имеет способности вернуться на Землю, а также у нее короткий срок действия. Конкретно Андрей разрабатывает для станции научную аппаратуру для контроля освещенности и давления, а Анастасия пытается, добавив станции дополнительные топливные баки и шасси, повысить ее маневренность и “научить” собирать лунный грунт для исследований. Провести свой эксперимент ребята намерены на южном полюсе Луны, в кратере Богуславского, поскольку он имеет наибольшее количество полезных ископаемых и располагает большими световыми точками, что позволяет планировать автономное получение энергии, а не только работать на запасенном с Земли топливе. 
А.Чернявский снова сказал, что пора переходить к материальной части, отработкам экспериментов, а В.Благов внес нотку скепсиса и одновременно надежды, напомнив, что из всех образцов, доставленных американцами на Землю с Луны и нашими автоматическими станциями, не удалось обнаружить никаких новых элементов. Так что, вероятно, ни с чем неожиданным столкнуться не удастся, хотя исключением может стать гелий-3. Спорный элемент, но если наладить его доставку на Землю и освоить термояд, что еще не сделано, миру обеспечено светлое будущее: считается, что одна тонна гелия-3 на год “закроет” энергопотребление всей России. 
- Так что дерзайте, учитесь и приходите: ваши работы нам пригодятся уже потому, что Ракетно-космическая корпорация уделяет много внимания созданию сложных робототехнических систем - сказал В.Благов. 
- А еще нам нужны кадры, причем, не только инженерные, но и рабочие, - дополнил коллегу заместитель генерального директора РКК “Энергия” по персоналу Михаил Комаров. - Но рабочие, техники не обычные, а хорошо подготовленные, умеющие управлять роботизированными комплексами.
Закончился урок классически: дети получили домашнее задание на период после каникул. Мол, отдохните, а потом...
- После 15 января приходите на известные вам сайты (https//:www.energia.ru и https//:www.cosmos.tspu.edu.ru), где появится баннер для школьников, пригласил всех А.Чернявский. - Это путь к вашей мечте - космическому эксперименту на МКС! Кликнув на этот баннер, вы прочтете, как к такому эксперименту следует готовиться. Подготовитесь - присылайте свои заявки и предложения. Будем ждать, а пока с наступающим Новым годом, коллеги! 
 Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
На снимках: Алексндр Чернявский  и Рустам Кононенко, Виктор Благов, космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров.

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Смета на мечты. Развитие образования обойдется недешево.
Экспертов образовательного сообщества страны, собравшихся, чтобы обсудить доклад на тему “Двенадцать решений для нового образования” и выделить наиболее актуальные из предлагаемых в нем проектов, помощник Президента России, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко напутствовал такими словами: “Резать надо по живому, иначе это будут делать другие, и не факт, что столь же квалифицированно”. /№ 16(2018)
Волна захватила. Тотальный диктант писали всем миром.
“Каждое утро, еще при свете звезд, Якоб Иванович Бах просыпался и, лежа под толстой стеганой периной утиного пуха, слушал мир” - эту строку узнают теперь более двухсот тысяч человек из разных стран мира: с нее начинался текст “Тотального диктанта” во Владивостоке, нынешней столице ежегодной образовательной акции. /№ 16(2018)
Что мешает и снижает… Ректоры Прикамья сосредоточились на болевых точках вузовской науки.
О том, как обстоят дела с наукой в вузах, шла речь на недавнем заседании Совета ректоров Пермского края. Председатель секции проректоров по научной работе, проректор Пермского национального исследовательского политехнического университета Владимир Коротаев представил характеризующие ситуацию тенденции и отметил ряд факторов, отрицательно на нее влияющих. /№ 15(2018)

Новости


Совет по науке при Минобрнауки выступил с заявлением, в котором выражена глубокая обеспокоенность в связи с внесением в Госдуму законопроекта «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств». Члены совета считают, что предложенные в законопроекте меры могут нанести существенный ущерб развитию российской науки и технологий.



Россия должна привлекать на работу лучших ученых и продолжать взаимодействие с международными научными организациями. На решение этих задач направлены поручения Владимира Путина, которые он дал по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию и встречи с учеными Сибирского отделения РАН, прошедших в феврале 2018 года.



Совет Межрегионального общества научных работников обратился с заявлением к председателю Госдумы Вячеславу Володину.



На территории ВДНХ начал работу V Московский международный салон образования.



Федеральное агентство научных организаций завершило очередной прием заявок от подведомственных организаций на выполнение экспедиционных работ в Мировом океане и внутренних водоемах России на научно-исследовательских судах в 2019 году. Всего было получено более 60 заявок от 19 научных институтов, подведомственных ФАНО, сообщает пресс-служба ведомства.



НИЦ «Курчатовский институт» восстановит работу Черноморской коррозионной станции в Севастополе и рассмотрит возможность открытия в городе своего филиала, заявил президент НИЦ Михаил Ковальчук на встрече с губернатором Севастополя Дмитрием Овсянниковым во время церемонии подписания соглашения о сотрудничестве.



Рыбохозяйственные институты вместе с Российской академией наук разработают совместную программу по исследованиям Антарктики. В следующем году в бюджете на эти цели планируется заложить более 600 млн рублей.



Конференции


Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят Московский семинар по науковедению и наукометрии.

Текущие конкурсы


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Большие данные в постгеномную эру” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Правовое регулирование геномных исследований” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции России” (“мк”)

Конкурс 2018 года на лучшие научные проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме “Трансформация права в условиях развития цифровых технологий” (“мк”)

Вакансии


02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии