Официально


Заместителем министра просвещения РФ назначен Андрей Николаев. Распоряжение об этом подписал премьер Дмитрий Медведев.



Рособрнадзор запретил прием в Вятский государственный университет. Санкция применена за «неисполнение предписания в установленный срок».



Два опорных селекционно-семеноводческих центра в области сахарной свеклы будут созданы на базе ВНИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л.Мазлумова (Воронежская область) и Первомайской селекционно-опытной станции сахарной свеклы (Краснодарский край). Такое решение одобрил Межведомственный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам, связанным с реализацией подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ».



Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал внесенный правительством проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-го и 2021 годов, но, как заметил председатель комитета Вячеслав Никонов, «курс, который был взят на приоритетность науки для нашей страны, в бюджетной политике отражения не нашел».






Новости № 41(2018)

Регионы


Первый МГМУ им. И.М.Сеченова открыл новое направление подготовки - “Промышленная фармация”. Вуз предложил учащимся два уникальных профиля этой магистерской программы - “Обеспечение качества лекарственных средств” и “Управление разработкой лекарственных средств”.

Ярославский госуниверситет подписал трехстороннее соглашение с ярославским филиалом Физико-технологического института РАН и “Ростовским оптико-механическим заводом”.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров ознакомился с ходом строительства нового учебно-лабораторного корпуса Аграрного университета.

СНГ


Интердайджест


Телескоп “Хаббл” обнаружил объект размером с Нептун - потенциальный спутник далекой планеты. С подробностями - Sciencemag.org.

В конце сентября экспертный совет при Министерстве здравоохранения и науки Японии представил рекомендации относительно использования инструментов генного редактирования в эмбрионах человека.

Спутниковые лазерно-радарные исследования выявили ранее недооценные размеры и сложную устроенность поселений древней цивилизации майя в период ее расцвета и даже раньше.


В Совете народного хозяйства представлен проект инженера Константинова о производстве сливок и молока из подсолнухов и орехов. Проект представляет большой интерес ввиду того, что в случае удачи он очень упростит и удешевит производство молочных продуктов. Ввиду большого затруднения с приобретением машин для массовой очистки семян решено использовать в случае пригодности машины для очистки семян какао и бобов, имеющиеся на конфетно-шоколадных фабриках.
















Слов нет? Власть и общественность обеспокоены скудным лексиконом школьников.
Образование
№ 49(2017)

08.12.2017

Сегодня полки книжных магазинов ломятся от бесчисленных словарей. Зачастую это вызывает растерянность у профессионалов, что же говорить о школьниках и их родителях?! Выбрать правильное издание, с актуальным набором слов, подходящим для ребенка конкретного возраста, становится задачей не из простых.

В канун Дня словаря в Рособрнадзоре собрались представители образовательного сообщества, чтобы обсудить эффективные способы включения словарей в образовательный процесс.

- Словарей и должно быть много, это нормальное положение дел, - отметила директор Института русского языка
им. В.В.Виноградова Мария Каленчук. - Но, к сожалению, лишь единицы из них удовлетворяют профессиональным требованиям. 

Многие издания, по ее словам, не адаптированы под конкретную возрастную категорию, а это очень важно. Когда речь идет о словарях для школьников, составителям необходимо ориентироваться на учебную программу. Сегодня же большинство словарей из предназначенных для школьников неактуальны: они используют слишком примитивный лексический материал, например, “солнце светит, птички поют”. 

- Такое впечатление, что наши дети так и разговаривают, - говорит Каленчук. - Здесь важен баланс. Отбор слов для словаря должен быть чем-то обусловлен - туда стоит включать только слова, представляющие реальную трудность для ребенка.

То есть для того чтобы ученик испытал потребность в словаре, он должен сначала понять, что есть какая-то проблема, которая заставит его сделать лишнее -
(с его точки зрения) движение. В связи с этим перед учителями встает новый вызов - научить детей ощущать, где в тексте есть “проблема”. 

Мария Каленчук считает, что сделать это можно одним единственным способом - писать современные учебники так, чтобы на каждой странице была хотя бы пара заданий, которые невозможно выполнить, не заглянув в словарь. Более того, необходимо включить в каждую линейку учебной школьной литературы специально разработанный словарь. Нужен федеральный перечень словарей - по аналогии с федеральным перечнем учебников. Гриф “рекомендовано Министерством образования” должен стоять на первой странице словаря для школьников так же, как сейчас он стоит на первой странице учебника. “Тогда, во-первых, мы будем уверены в качестве продукции, поступающей в школу. Во-вторых, субъекты Федерации так же, как они сейчас закупают учебники, смогут закупать словари”, - зак-лючила эксперт. 

Идею поддержала руководитель Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько. Она предложила обратиться в законодательные органы власти с просьбой содействовать принятию решений для оснащения школ современными словарями. Ведь школьникам разрешено пользоваться словарями на самом экзамене (ЕГЭ), а значит, словари были бы полезны им и при подготовке к нему.

Не так давно Минобрнауки провело исследование с целью выяснить, насколько школьные библиотеки обеспечены словарями и справочниками по типам (школьные, базовые, научно-фундаментальные, специализированные, электронные), видам (толковые, орфографические, орфоэпические), годам выпуска (2012-2016 гг.,
2001-2011 гг., 1990-2000 гг., ранее 1990 года издания). В мониторинге приняли участие более десяти тысяч образовательных организаций.

Результаты показали, что, во-первых, словарей в школах не хватает. Во-вторых, 84% от их общего количества изданы ранее 2012 года, а 41% (практически каждый третий словарь) являются безнадежно устаревшими - они вышли в свет ранее 1990 года. Таким образом, число современных словарей, к которым были отнесены издания
2012-2016 гг. (то есть за последние пять лет), составило менее 16% от общего фонда.

Если говорить о наиболее популярных видах школьных словарей, то больше всего в библиотеках словарей орфографических - примерно половина от общего их количества.

Руководитель программы “Словари XXI века” Константин Деревянко считает, что для того чтобы в школах появились новые словари с актуальным набором слов, необходимо формирование языкового стандарта, который, с одной стороны, поддерживал бы распространение устоявшихся норм и правил русского языка, с другой, - поз-волял бы ему развиваться, поскольку русский язык меняется “как живая система”.

В целом все идеи, высказанные на круглом столе, одобрила член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ираида Тихонова. Она отметила, что государство готово оказывать поддержку инициатив, связанных с популяризацией словарей, с развитием русского языка как государственного. И она лично будет всячески их продвигать.

Татьяна ЧЕРНОВА

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С расчетом на ведущих. От лидеров высшей школы ждут особых усилий.
Задачу вхождения российских вузов в мировые рейтинги, поставленную Президентом РФ в 2012 году, можно считать во многом решенной. Что дальше? /№ 41(2018)
К вопросу о спросе. Как НГТУ попал в международный рейтинг трудоустройства выпускников.
В конце 2017 года Новосибирский государственный технический университет показал высокий уровень трудоустройства выпускников в рейтинге востребованности инженерных вузов России (по версии МИА “Россия сегодня”). /№ 41(2018)
Чтобы не было дыр. Зачем нужен экономический диктант?
“Сильная экономика - процветающая Россия” - такова была тема состоявшегося недавно Всероссийского экономического диктанта, в котором приняли участие более ста тысяч человек. /№ 41(2018)

Новости


В преддверии 60-летия Государственной публичной научно-технической библиотеки России ее генеральный директор Яков Шрайберг рассказал о том, как будет развиваться ГПНТБ в ближайшем будущем. Текст его выступления размещен на сайте библиотеки.



Томские вузы планируют создать «Сибирский научно-образовательный центр (НОЦ) новой технологической революции», объединившись с промышленными партнерами. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах форума U-NOVUS ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.



Сотни тысяч человек стали гостями и участниками фестиваля NAUKA 0+, тема которого в этом году звучала так: «Мегасайенс: Россия в мире - Россия для мира».



Дистанционные образовательные курсы нужны, но они никогда не заменят очных лекций, заявил ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на III Форуме ректоров иберо-американских и российских университетов.



Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил сведения о численности научных кадров в России по итогам 2017 года и в целом за период 2008-2017 годов. Отмечается, что количество россиян, занимающихся исследованиями и разработками, с 2008 года снизилось на 7%.



Минобрнауки разрабатывает проект создания сетевой магистратуры в партнерстве с промышленными предприятиями наукоградов, сообщили ТАСС в пресс-службе ведомства.



В Томске проходит Пятый форум новых решений U-novus. Как рассказал его модератор ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, работа форума будет строиться в логике тройной спирали - взаимодействия власти, бизнеса, науки и образования.



Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


“Сколково” и “Химпром” продолжают искать проекты малотоннажной химии

До 29 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом “Дом наук о человеке” Франции

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Вьетнамской академией общественных наук

Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Министерством образования и науки Республики Южная Осетия

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии