Официально


Госдума приняла в третьем, заключительном, чтении законопроект, расширяющий и уточняющий направления и цели деятельности, основные задачи и полномочия Российской академии наук, сообщает ТАСС.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части предоставления духовным образовательным организациям права реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписаний в установленные сроки» запретила прием в Институт экономики и социального развития.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «О Фонде перспективных исследований», предполагающий расширение полномочий фонда по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















Слов нет? Власть и общественность обеспокоены скудным лексиконом школьников.
Образование
№ 49(2017)

08.12.2017

Сегодня полки книжных магазинов ломятся от бесчисленных словарей. Зачастую это вызывает растерянность у профессионалов, что же говорить о школьниках и их родителях?! Выбрать правильное издание, с актуальным набором слов, подходящим для ребенка конкретного возраста, становится задачей не из простых.

В канун Дня словаря в Рособрнадзоре собрались представители образовательного сообщества, чтобы обсудить эффективные способы включения словарей в образовательный процесс.

- Словарей и должно быть много, это нормальное положение дел, - отметила директор Института русского языка
им. В.В.Виноградова Мария Каленчук. - Но, к сожалению, лишь единицы из них удовлетворяют профессиональным требованиям. 

Многие издания, по ее словам, не адаптированы под конкретную возрастную категорию, а это очень важно. Когда речь идет о словарях для школьников, составителям необходимо ориентироваться на учебную программу. Сегодня же большинство словарей из предназначенных для школьников неактуальны: они используют слишком примитивный лексический материал, например, “солнце светит, птички поют”. 

- Такое впечатление, что наши дети так и разговаривают, - говорит Каленчук. - Здесь важен баланс. Отбор слов для словаря должен быть чем-то обусловлен - туда стоит включать только слова, представляющие реальную трудность для ребенка.

То есть для того чтобы ученик испытал потребность в словаре, он должен сначала понять, что есть какая-то проблема, которая заставит его сделать лишнее -
(с его точки зрения) движение. В связи с этим перед учителями встает новый вызов - научить детей ощущать, где в тексте есть “проблема”. 

Мария Каленчук считает, что сделать это можно одним единственным способом - писать современные учебники так, чтобы на каждой странице была хотя бы пара заданий, которые невозможно выполнить, не заглянув в словарь. Более того, необходимо включить в каждую линейку учебной школьной литературы специально разработанный словарь. Нужен федеральный перечень словарей - по аналогии с федеральным перечнем учебников. Гриф “рекомендовано Министерством образования” должен стоять на первой странице словаря для школьников так же, как сейчас он стоит на первой странице учебника. “Тогда, во-первых, мы будем уверены в качестве продукции, поступающей в школу. Во-вторых, субъекты Федерации так же, как они сейчас закупают учебники, смогут закупать словари”, - зак-лючила эксперт. 

Идею поддержала руководитель Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько. Она предложила обратиться в законодательные органы власти с просьбой содействовать принятию решений для оснащения школ современными словарями. Ведь школьникам разрешено пользоваться словарями на самом экзамене (ЕГЭ), а значит, словари были бы полезны им и при подготовке к нему.

Не так давно Минобрнауки провело исследование с целью выяснить, насколько школьные библиотеки обеспечены словарями и справочниками по типам (школьные, базовые, научно-фундаментальные, специализированные, электронные), видам (толковые, орфографические, орфоэпические), годам выпуска (2012-2016 гг.,
2001-2011 гг., 1990-2000 гг., ранее 1990 года издания). В мониторинге приняли участие более десяти тысяч образовательных организаций.

Результаты показали, что, во-первых, словарей в школах не хватает. Во-вторых, 84% от их общего количества изданы ранее 2012 года, а 41% (практически каждый третий словарь) являются безнадежно устаревшими - они вышли в свет ранее 1990 года. Таким образом, число современных словарей, к которым были отнесены издания
2012-2016 гг. (то есть за последние пять лет), составило менее 16% от общего фонда.

Если говорить о наиболее популярных видах школьных словарей, то больше всего в библиотеках словарей орфографических - примерно половина от общего их количества.

Руководитель программы “Словари XXI века” Константин Деревянко считает, что для того чтобы в школах появились новые словари с актуальным набором слов, необходимо формирование языкового стандарта, который, с одной стороны, поддерживал бы распространение устоявшихся норм и правил русского языка, с другой, - поз-волял бы ему развиваться, поскольку русский язык меняется “как живая система”.

В целом все идеи, высказанные на круглом столе, одобрила член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ираида Тихонова. Она отметила, что государство готово оказывать поддержку инициатив, связанных с популяризацией словарей, с развитием русского языка как государственного. И она лично будет всячески их продвигать.

Татьяна ЧЕРНОВА

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Укротители Ниагары. Ректоры пытаются сдержать каток аккредитации.
Недавнее письмо ректоров ведущих университетов В.В Путину с предложением кардинально изменить систему государственной аккредитации вузов - “высказывание” в продолжение старой дискуссии. /№ 27-28(2018)
Проблема - в пробелах. Как оживить инновационную деятельность вузов?
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) выступил с законотворческими инициативами по развитию инновационной и предпринимательской деятельности российских вузов. Об этом рассказал ректор ИРНИТУ Михаил Корняков, выступая на III Ректорском симпозиуме в Томске, где обсуждалась программа развития высшей школы. /№ 27-28(2018)
Когда критерий - практика. Почему востребованы выпускники УрГЭУ.
Важнейший показатель эффективности работы высшего учебного заведения - востребованность его выпускников. В Уральском государственном экономическом университете, недавно прошедшем государственную аккредитацию, этот показатель традиционно на высоте. /№ 26(2018)

Новости


Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил бывшего руководителя госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова заместителем министра науки и высшего образования, сообщает ТАСС.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организовала работу горячей линии по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



Российская академия наук откроет представительство Уральского отделения РАН в Харбине (Китай), сообщил журналистам президент РАН Александр Сергеев. По его словам, договоренности об этом были достигнуты в ходе рабочих встреч с китайскими партнерами в июне.



Члены Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) договорились о сотрудничестве в организации студенческих стажировок с одной из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций - Huawei. Соглашение об этом было подписано в рамках четвертого саммита АТУРК, который открылся в Екатеринбурге.



Минпросвещения провело опрос, который свидетельствуют о том, что более 30% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения в вузах математические и инженерные направления, сообщает ТАСС.



Министры и заместители министров высшего образования и науки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), собравшиеся в Кейптауне, приняли декларацию об укреплении сотрудничества в сфере образования, сообщает ТАСС. Встреча стала уже шестой по счету, проведенной в таком формате.



Представители академической науки в Иркутске решили объединиться, чтобы отстаивать свою позицию в Министерстве науки и высшего образования и восстановить утраченные в результате реформы связи между научными институтами, сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь».



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии