Официально


Госдума приняла в третьем, заключительном, чтении законопроект, расширяющий и уточняющий направления и цели деятельности, основные задачи и полномочия Российской академии наук, сообщает ТАСС.

Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части предоставления духовным образовательным организациям права реализации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки «за неисполнение предписаний в установленные сроки» запретила прием в Институт экономики и социального развития.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в ФЗ «О Фонде перспективных исследований», предполагающий расширение полномочий фонда по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест
















“Все начинается здесь”. Таков любимый слоган студентов Томского педагогического университета
Образование
№ 48(2017)

01.12.2017






Проектируя в начале ХХ столетия Учительский институт, Фортунат Гут, главный архитектор Западно-Сибирского учебного округа, постарался соединить в здании красоту и практичность. Завораживающие изгибы позднего модерна не помешали ему использовать инженерные знания, чтобы строение было надежным, а жить и учиться в нем было комфортно. В предвоенные годы было построено здание первого общежития, а во второй половине прошлого века педагогической институт получил новый четырехэтажный учебный корпус, долгие годы выполнявший роль главного. Уже в 90-е годы появились пятый учебный корпус и два высотных студенческих общежития. В связи с увеличением кадровых потребностей городом институту были переданы два учебных здания, к сожалению, уже тогда аварийные. К 2000 году материальная база университета значительно обветшала - три корпуса ТГПУ были закрыты на капитальный ремонт. Два факультета остались под открытым небом, хроническая нехватка учебных площадей поставила ТГПУ на грань закрытия. История о том, каких усилий стоило вузу и его руководству восстановление и развитие материальной базы, достойна отдельного рассказа. В настоящее время в распоряжении университета - девять учебных корпусов, четыре из которых - новые, большая научная библиотека и бизнес-инкубатор, загородная база учебных практик, музейный комплекс, три студенческих общежития, спортивно-оздоровительный комплекс, бассейн “Посейдон”, стадион. Благодаря успешному приведению в порядок вузовского хозяйства расширился перечень образовательных программ. Сейчас университет осуществляет многоуровневую (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) профессиональную подготовку по 14 укрупненным группам специальностей и направлений. Научно-образовательный процесс обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. В штате университета около 90% сотрудников имеют ученые степени и звания. Примечательно, что недавно рядом со старинным зданием ТГПУ появились симпатичный сквер и памятник работы Олега Киевского “Учительница первая моя”. Композиция характерная: парта, мальчишка за ней, формулы на доске и молодая женщина, объясняющая их смысл. Скульптуру открыли в День учителя, в Год учителя. И памятник, и Учительский сквер, и отреставрированное в 2008 году историческое здание Учительского института - ныне главный корпус ТГПУ - возвратили Томску гордость за свой педагогический.

Британская аналитическая компания Quacquarelli Symonds (QS) обнародовала рейтинг лучших университетов России, Восточной Европы, Центральной Азии и Турции. Из 3000 вузов, находящихся в этом регионе, в опубликованном списке - 250 университетов, в том числе 74 из России, включая Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). 
Знакомьтесь - лидер
Узнав об этом, я решила на месте, в Томске, разобраться, как такое оказалось возможным. Что позволило внешне скромному нестоличному педагогическому вузу обратить на себя внимание авторитетной международной рейтинговой компании, попасть на очень приличные позиции в рейтинге, разделив 132-е место в общем зачете, 31-е - среди всех российских вузов (а их всего 769) и показать при этом лучший результат среди педагогических университетов страны? Случайность это или проявление некой закономерности?
Я бывала в ТГПУ и раньше, поэтому знаю, что в университете уже давно реализуется интересный и, судя по всему, достаточно эффективный подход к организации научных исследований. Это важно, поскольку в международном вузовском сообществе именно показателям эффективности научной деятельности придается особое значение, что отражается во всех рейтингах, в том числе,  естественно, и в QS. 
- Всего в ТГПУ на высоком уровне ведутся исследования по 25 направлениям, - говорит проректор по научной работе доктор физико-математических наук Андрей Макаренко. - Из них наиболее известны в научном мире школа физиков-теоретиков, школа языков и культур аборигенных народов Сибири и Севера А.П.Дульзона, школа “Болота и биосфера” член-корреспондента РАСХН Л.Инишевой, школа “Математика. Психология. Интеллект” профессора Э.Гельфман - с ее инновационными методическими комплексами и учебниками по математике и другие. Мы убеждены: в высшем учебном заведении должны преподавать действующие ученые с научной квалификацией, которая может приобретаться и поддерживаться только за счет систематической исследовательской работы. Задача университета - создать для этого оптимальные условия. Вместе с тем научно-педагогический коллектив вуза в полной мере осознает особую роль и значение научной деятельности в педагогическом университете именно как важнейшего условия обеспечения высокого уровня учебно-воспитательного процесса. 
Вот что по этому поводу говорит один из ведущих ученых ТГПУ, эксперт РФФИ, РНФ и ФАНО, член президиума ВАК, рецензент доброй дюжины международных научных журналов, Заслуженный деятель науки РФ профессор Иосиф Бухбиндер: 
- Трудно ожидать, что при вузах могут быть большие адронные коллайдеры или радиотелескопы. Возможно, поэтому исследования в университете, особенно педагогическом, часто имеют теоретический характер или относятся к сфере гуманитарных, социальных наук, прежде всего,  проблем образования. Остановлюсь на роли научных исследований в вузе, на том, какое значение, как я это понимаю, они имеют для учебного процесса. Весь мировой опыт показывает, что преподаватели в высшей школе должны активно заниматься научными исследованиями. Только в этом случае у них складывается личное, передаваемое студентам отношение к содержанию преподаваемых дисциплин. Обычно лучше всего люди рассказывают о себе, поэтому лекция действующего ученого - это в определенном смысле рассказ о части его жизни. Тогда изучаемые темы предстают не как мертвые догмы, а как интересные живые истории, и тем самым достигается хорошее понимание и усвоение материала. Поэтому ответ на вопрос, должен ли преподаватель вуза быть действующим ученым, всегда положительный. Единственное, что нужно не просто обсуждать, а начинать решать, - как сделать для ученого привлекательной работу в университете, особенно в педагогическом. 
Нет, совсем не случайно ТГПУ попал в рейтинг QS! И не только из-за высоких показателей научной деятельности. Оказавшись в вузе, ясно осознаешь: находишься именно в педагогическом, а не в уменьшенной модели добротного классического университета.
Мы пришли научиться учить…
- Сегодня, когда в мире произошла новая технологическая революция, многое изменилось. И главным образом изменились дети. В этих условиях общество ждет от системы педагогического образования нового учителя, готового адекватно реагировать на произошедшие перемены, то есть не только развивать у школьников познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, но и формировать гражданскую позицию, патриотизм, способность к труду и жизни в условиях нынешнего времени, - говорит проректор по учебной работе доктор исторических наук, профессор Марина Вой­теховская. - Работать с детьми должны профессионально подготовленные люди. Даже в гимне ТГПУ есть слова: “Мы пришли в этот мир научиться учить...”.
- В своей основной деятельности наш вуз опирается на потенциал интеграции общего и педагогического образования, -  продолжает Марина Петровна. - Для этого, во-первых, вот уже много лет к работе в качестве преподавателей практических занятий по методике обучения предметам и руководителей педагогических практик привлекаются лучшие школьные учителя. Во-вторых, мы исходим из положения, что обучение происходит не только в аудитории: воспитывают будущего педагога и образовательная среда, сформировавшаяся в вузе, музейный комплекс (каждый факультет имеет в своем составе специализированный музей), молодежный центр ТГПУ, в котором работают органы студенческого самоуправления, бизнес-инкубатор социальной направленности. В-третьих, исходя из понимания, что перед школой и учителем стоит серьезная задача по воспитанию детей, концепцией воспитательной работы ТГПУ предусмотрено погружение первокурсника с первых дней его поступления в университет в особое педагогическое вузовское пространство. А оно представляет собой психологические тренинги, которые организуются психологами-старшекурсниками; кураторство со стороны старшекурсников; вовлечение в реализуемые университетом социальные культурно-образовательные проекты, волонтерское движение и прочее. То есть студенты ТГПУ постепенно из объектов воспитания превращаются в субъектов: из воспитуемых - в воспитателей. В-четвертых, вся концепция учебно-воспитательной работы нацелена на использование в процессе подготовки будущих учителей, воспитателей, психологов “полигонного принципа”, то есть максимально возможное погружение студента на протяжении всего периода обучения в профессиональную среду деятельности педагога. На это работают не только предусмотренные учебным планом педагогические практики в школах и детских загородных лагерях. Своеобразной профессиональной пробой становится участие вожатыми в проекте “Городское лето” на летних площадках Томска, шефство над детскими домами, кураторство проектов “Педагогические классы” для будущих абитуриентов, организация школьных педагогических олимпиад и фестиваля педагогических инициатив. Современными стандартами школьного образования предусмотрена организация как внеурочной (продолжение обучения за пределами урока посредством экскурсий, музейной педагогики и др.), так и внеучебной (воспитательной в широком смысле слова) деятельности. В ТГПУ разработана программа массовых мероприятий, которые проводятся главным образом органами студенческого самоуправления. Навыки организатора можно приобрети лишь через непосредственное практическое участие в проведении мероприятий, а условия для этого созданы: в университете оснащены современным оборудованием студенческое телевидение, большой и малый актовые залы, помещения спортивных клубов и т.д.
“Нам доверяют детство!”
 - Это еще один слоган студентов ТГПУ, - говорит проректор по молодежной политике и воспитательной работе Д.Б.Насонов. - В педагогическом университете воспитательная работа - неотъемлемая часть учебного процесса, у нас даже учебный план сконструирован с учетом внеучебной деятельности и реализуемых по инициативе вуза социально значимых культурно-образовательных проектов. В 2014 году переехал в собственное помещение Бизнес-инкубатор социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ. Реализуется комплексная “Программа непрерывного экономического образования”, включающая среди прочих проект T&Pro для старших школьников; проект “Бизнес-Land” для профильных смен в детских оздоровительных лагерях. Проект Blackvist, направленный на формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, неоднократно занимал призовые места на престижных международных фестивалях и конкурсах.
 Побывав в просторных помещениях молодежного центра ТГПУ, я познакомилась с ребятами из студенческого актива. 
Игорь Шомас, председатель Объединенного совета обучающихся, с гордостью рассказал об инициативе ТГПУ - ежегодном, начиная с 2012-го, проведении при поддержке Минобр­науки Всероссийского форума органов студенческого самоуправления педагогических вузов. Игорь убежден, что эти форумы вовлекают студенчество через их общественные объединения в процессы модернизации системы образования, развития патриотического воспитания и волонтерского движения. Студенческий педагогический отряд “Данко” в 2015 году признан лучшим в России. Крупными проектами отряда стали тематические смены в детских оздоровительных лагерях “Моя страна, мой город, мое будущее” и “Герой нашего времени”. 
- На поддержку талантливых детей и молодежи направлены традиционные творческие областные и окружные конкурсы, организаторами которых являются студенты ТГПУ. Это “Студенческий формат”, “Россия глазами детей”, выставки работ школьников, студентов и молодых художников “Зеленая площадь” и другие, - вступает в разговор руководитель студенческого клуба Алексей Кривицкий.
- Еще несколько лет назад демонстрировать любовь к Родине было не модно, можно было услышать обвинение в квасном патриотизме. Но сегодня люди гордятся страной, - говорит Константин Черенков, отвечающий за работу Центра патриотического воспитания (недавно  Константин, магистрант ТГПУ, стал победителем областного педагогического конкурса “Рыцарь в образовании”). - Изменились и студенты - в педагогический вуз они идут не за “корочками”, а по призванию, поэтому охотно становятся волонтерами в благотворительных акциях “Подари детям радость”, “Чистый бор” и “Чистые берега”, работают вожатыми в детских оздоровительных лагерях. Но главное и самое впечатляющее мероприятие года - “Противостояние”. Это большая военно-спортивная игра студентов ТГПУ. Мы проводим ее уже тринадцать лет, но только два года назад нам впервые удалось придать ей статус сибирской федеральной программы. Участвовали  11 команд из 7 сибирских городов. Игра продолжалась целые сутки и проводилась в четыре этапа:  воен­но-спортивный, тактический, теоретический, интеллектуальный.
- В 2015 году игра проходила в преддверии 80-летия Победы. Неожиданный подъем в 4 утра. Ее специально проводим зимой, мы же сибиряки, - дополняет Дмитрий Насонов. - Темнота и холод, обстановка приближена к боевой. Нам важно знать, способны ли нынешние студенты, педагоги провести ночь на ногах, помогать товарищам, быть стойкими в преодолении трудностей. Пройдя непростые испытания, они, а значит и их будущие ученики, станут совсем по-другому относиться к боевым подвигам соотечественников, к ветеранам Великой Отечественной и последующим  военным конфликтам. Так внеучебная деятельность становится серьезной основой формирования патриотизма и педагогических навыков. Мы считаем, что ей надо уделять особое внимание, и по возможности дополнительно финансировать.
- А на что бы вы потратили дополнительные деньги?
- Да на знакомство педагога со своей страной, - мгновенно ответил председатель студсовета, будущий учитель истории Станислав Смирнов. - Дать бы возможность студентам за годы учебы увидеть, что Россией зовется. Учителю в класс идти, к детям. Я считаю, для того чтобы сформировать адекватный образ своей страны, надо знать, какая в ней сила. Дети общих слов не понимают, им примеры с картинками подавай. Ведь не зря стали популярны “космические уроки”. Они представляют собой не столько пособие по физике, сколько по воспитанию патриотизма. 
Знай наших!
Инициаторами проекта “Космический урок” при поддержке администрации Томской области, РКК “Энергия”, госкорпорации “Роскосмос” стали Томский государственный педагогический университет, Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, ГТРК “Томск”. Инициатива призвана внедрить в сознание подрастающего поколения понимание ключевой роли отечественного образования, науки и техники в развитии современной цивилизации, причем на конкретных примерах. Зачем? “Чтобы развеять сложившееся в сознание нашей молодежи убеждение, что все новое придумывают в Америке, а делают в Китае. Просто, как дважды два”, -  объясняет директор ИФПМ член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Псахье. А ректор ТГПУ доктор физико-математических наук, профессор Валерий Обухов добавляет: “Россия сыграла исключительно важную роль в формировании современной цивилизации, и детям надо дать верное представление о вкладе нашей страны в научно-технический прогресс. Спросите любого подростка, кого он знает из российских авторов великих открытий или изобретений ХIХ-ХХ веков? Хорошо, если назовет одно-два имени. А ведь их сотни! Это и А.Попов, и Б.Розинг, и нобелевские лауреаты Н.Басов, А.Прохоров, Ж.Алфёров, и многие другие. Мы обязаны о них рассказывать. Российские космонавты на Международной космической станции охотно откликнулись на наше предложение участвовать в уроках. Самыми активными участниками их подготовки и проведения стали студенты всех факультетов ТГПУ, без них была бы немыслима настолько эффективная работа с детьми. Планы у нас масштабные, но реальные. Верим, что у программы “Космический урок” большое будущее”. 
На кого равняемся?
“Космический урок” - пример того, как свой значительный интеллектуальный потенциал коллектив направляет не только на совершенствование учебно-воспитательного процесса, но и на реализацию инициативных образовательных проектов ради интеграции общего и педагогического образования. 
Еще одна показательная история - деятельность Центра дополнительного физико-математического образования ТГПУ. Структура возникла несколько лет назад по инициативе руководства педуниверситета и благодаря научным связям физиков-теоретиков ТГПУ, а также при поддержке администрации Томской области. Но, услышав о центре допобразования, я не сразу поняла, в чем новизна. Почти все вузы открывают для своих будущих абитуриентов профильные школы, структуры по работе с талантливыми детьми тоже не редкость. В чем особенность?
- Ну, хотя бы в том, что центр работает не на ТГПУ. Почти все его слушатели подают документы в другие вузы, - ответил Валерий Обухов.
- А тогда зачем вашему вузу нужно создавать за свой счет систему подготовки победителей школьных физико-математических олимпиад самого высокого уровня? Как говорится, где “навар”?
 - Одной из важнейших задач педагогического университета является совершенствование самой системы педагогического образования, - неторопливо начинает разъяснять ректор. - Центр создает уникальную возможность для этого. По сути, он представляет собой действующую модель интеграции систем общего и педагогического образования и попутно решает задачи развития олимпиадного движения в Томской области. К работе в ЦДО привлекаются уникальные специалисты - олимпиадные тренеры самого высокого уровня, известные ученые, популяризаторы науки, преподаватели вузов. Они работают одновременно с талантливыми ребятами и их учителями, студентами и преподавателями вуза, обучая школьников и передавая свое мастерство педагогам. Еще одно направление деятельности центра - создание собственной школы олимпиадных тренеров. Для этого к работе привлекаются те из призеров и победителей олимпиад регионального уровня прежних лет, которые проявляют склонность к общению со способными детьми. Таким образом, победы наших воспитанников на олимпиадах и в конкурсах не являются самоцелью. Они способствуют повышению престижа физико-математического образования среди школьников, улучшению качества обучения, авторитета системы образования Томской области. А сам центр представляет собой очень эффективный инструмент совершенствования учебного процесса в вузе при реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ, открывает новые возможности в деле подготовки педагогов для системы дополнительного образования. 
Принципиально, что прийти заниматься в центр может любой ребенок. Никакого отсева на входе - решай задачи, конструируй роботов. Традиционно для работы с детьми приглашаются лучшие из лучших. Назар Агаханов из МФТИ возглавляет национальную сборную РФ по математике, три года он руководил организационным комитетом Международной математической олимпиады. Преподаватель физики бийского лицея (Алтайский край) Александр Аполлонский - создатель “физической школы”, одной из лучших в России, и другие. На мастер-классы таких профессионалов приходят студенты и аспиранты, преподаватели и учителя. 
- Сегодня у нас ведет занятия бывший победитель региональных олимпиад по физике и математике Кирилл Синюткин, - рассказывает директор ЦДО ТГПУ Михаил Червонный. - Мы гордимся победами наших воспитанников. Вот в холле их фотографии. Например, Никиты Гладкова, завоевавшего в Таиланде серебряную медаль на международной олимпиаде по математике. Многие из наших воспитанников стали победителями и призерами региональных и заключительных этапов всероссийских олимпиад по физике и математике. А еще у нас действуют курсы переподготовки и повышения квалификации учителей математики, физики, информатики и астрономии. За год через центр проходят более 600 учителей. Студенты университета, используя возможности центра, ведут онлайн-подготовку к ЕГЭ и ОГЭ (sibege.ru) по всем школьным дисциплинам. Это прекрасная школа подготовки к работе будущего учителя-предметника - оттачиваются не только знания, но и навыки педагогической деятельности в онлайн-режиме.
 Дни, проведенные в Томском государственном педагогическом университете, общение с его замечательными студентами заставили меня увидеть, как заметно меняются роль и возможности педагогического образования в жизни современного российского общества. С педагога, воспитателя действительно все начинается. И то, что в международных рейтингах появились наши педагогические вузы, не случайно - там воспитывается будущее. Признание достойной работы способствует росту авторитета так нужного стране педагогического образования и, как следствие, профессии учителя.
PS. Пока готовился материал был опубликован рейтинг QS по странам БРИКС, в котором ТГПУ в очередной раз подтвердил свои высокие позиции.
 Елизавета ПОНАРИНА
 Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Укротители Ниагары. Ректоры пытаются сдержать каток аккредитации.
Недавнее письмо ректоров ведущих университетов В.В Путину с предложением кардинально изменить систему государственной аккредитации вузов - “высказывание” в продолжение старой дискуссии. /№ 27-28(2018)
Проблема - в пробелах. Как оживить инновационную деятельность вузов?
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) выступил с законотворческими инициативами по развитию инновационной и предпринимательской деятельности российских вузов. Об этом рассказал ректор ИРНИТУ Михаил Корняков, выступая на III Ректорском симпозиуме в Томске, где обсуждалась программа развития высшей школы. /№ 27-28(2018)
Когда критерий - практика. Почему востребованы выпускники УрГЭУ.
Важнейший показатель эффективности работы высшего учебного заведения - востребованность его выпускников. В Уральском государственном экономическом университете, недавно прошедшем государственную аккредитацию, этот показатель традиционно на высоте. /№ 26(2018)

Новости


Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил бывшего руководителя госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова заместителем министра науки и высшего образования, сообщает ТАСС.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организовала работу горячей линии по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



Российская академия наук откроет представительство Уральского отделения РАН в Харбине (Китай), сообщил журналистам президент РАН Александр Сергеев. По его словам, договоренности об этом были достигнуты в ходе рабочих встреч с китайскими партнерами в июне.



Члены Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) договорились о сотрудничестве в организации студенческих стажировок с одной из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций - Huawei. Соглашение об этом было подписано в рамках четвертого саммита АТУРК, который открылся в Екатеринбурге.



Минпросвещения провело опрос, который свидетельствуют о том, что более 30% выпускников школ выбирают для дальнейшего обучения в вузах математические и инженерные направления, сообщает ТАСС.



Министры и заместители министров высшего образования и науки стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), собравшиеся в Кейптауне, приняли декларацию об укреплении сотрудничества в сфере образования, сообщает ТАСС. Встреча стала уже шестой по счету, проведенной в таком формате.



Представители академической науки в Иркутске решили объединиться, чтобы отстаивать свою позицию в Министерстве науки и высшего образования и восстановить утраченные в результате реформы связи между научными институтами, сообщает агентство «Интерфакс-Сибирь».



Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии