Официально


Минобрнауки объявило открытый конкурс на предоставление в 2018 году грантов для реализации мероприятия «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании». Гранты получат юридические лица в форме субсидий из федерального бюджета, сообщает пресс-служба министерства.



Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения» направлен на рассмотрение Госдумы, которая разрабатывала документ для совершенствования механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Правительство РФ изменило Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и внесения в них изменений.

К Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования присоединен Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») в качестве структурного подразделения.




Новости № 1-2(2018)

Регионы


Недавно в Екатеринбурге и Новоуральске прошел фестиваль науки “Кстати”, организованный региональным информационным центром по атомной энергии. В течение четырех дней на тридцати площадках были проведены более пятидесяти открытых лекций, семинаров, мастер-классов и научно-популярных ток-шоу. По словам организаторов, фестиваль посетили более четырех тысяч человек.

Общие темы появились у Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермской художественной галереи. Соглашение о сотрудничестве, в котором они зафиксированы, подписали ректор вуза Игорь Макарихин и директор галереи Юлия Тавризян.

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Виктор Власов и и.о. ректора Новгородского госуниверситета (НовГУ) Юрий Боровиков подписали договор о сотрудничестве между двумя вузами. Церемония прошла в рамках недавнего визита в Томск делегации Новгородской области.

СНГ


Около 500 представителей академической, вузовской и отраслевой науки приняли участие в сессии Общего собрания Национальной академии наук Белоруссии, которая прошла в декабре. В повестке дня был один вопрос: выборы действительных членов НАНБ, а также иностранных и почетных членов Академии наук.

В Армении принят закон, фактически отменяющий отсрочку от службы в армии в связи с учебой. До этого, в 1997-м и 2004-2005 годах, правительство дважды инициировало такой документ, но парламент голосовал против.

Министерство образования и науки Украины вновь несколько изменило правила приема в высшие учебные заведения. Поступающим в 2018 году можно будет подать сразу 7 заявлений на 4 специальности на места государственного и регионального заказа. При этом количество заявлений на контракт ограничиваться не будет.

Интердайджест


Первый в истории астрономических наблюдений “межзвездный объект”, пролетевший через Солнечную систему, оказался замаскированной кометой. Об том сообщает Science News.

События, ожидаемые в мире физики в 2018 году, представил портал физического сообщества Physics World. С достаточной уверенностью редакция портала заявляет о запуске миссии Европейского космического агентства (European Space Agency) BepiColombo к Меркурию в октябре наступившего года и намерении Китая запустить первый космический аппарат “Чанъэ-4” (Chang’e 4) к обратной стороне Луны.

NASA собирается запустить зонд к экзопланете в 2069 году. С подробностями - ExtremeTech. Несколько лет назад зонд “Вояджер” после десятилетий полета в пределах Солнечной системы пересек межзвездное пространство. После нескольких гравитационных маневров он продолжал двигаться с впечатляющей скоростью...


Большевики ведут активную пропаганду в разных странах. Ленин вызвал в Петроград румынского социалиста Раковского для ведения пропаганды против монархии и буржуазии в Румынии. В Финляндии большевистские войска отказываются очистить страну, несмотря на объявление ее независимости, и помогают крайним социалистам в их борьбе против Сейма. В Норвегии создаются рабочие Советы, наподобие русских. В Христиании движение направлено против умеренных социалистов, которых крайние социалисты упрекают в недостатке революционного духа.


















Меняясь и меняя. Как развиваться университетам.
Образование
№ 44-45(2017)

03.11.2017

Традиционно в октябре НИУ ВШЭ собирает ученых, которые изучают процессы, происходящие в университетах России и других стран. Каждый раз в фокусе внимания участников оказывается одна из актуальных тем, связанных с развитием высшей школы. “Университеты, меняющие себя и мир” - так называлась прошедшая недавно VIII Международная конференция исследователей высшего образования.

Ключевые доклады и дискуссии были посвящены кругу вопросов, связанных с изменениями, происходящими в высшей школе: взаимодействию университетов с внешней средой, новым формам высшего образования, интеграции современных образовательных технологий в учебный процесс, восприятию студентами последствий различных трансформаций... Тон дискуссиям задавали пленарные доклады ведущих зарубежных исследователей в области высшего образования из США, Великобритании, Мексики, Австрии, Норвегии. Они не только давали глубокий анализ той или иной стороны жизни университета, той или иной проблемы высшей школы, но и предлагали вопросы, требующие дальнейшего изучения, что особенно важно для молодых ученых. А их на конференции было достаточно много.
- Проведение международной конференции на такую тему в Москве - признание того, что в России сформировалась достаточно большая группа исследователей университетов и рынков высшего образования, исследователей, работающих в рамках существующих в мире больших научных программ, - отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, открывая первое пленарное заседание. Коротко охарактеризовав особенности российской высшей школы - например, самая большая в мире доля студентов-заочников, сильное недофинансирование, серьезные проблемы с качеством образования, неудовлетворенность студентов, очень высокая специализация вузов, в советское время обслуживающих конкретные отрасли, подготовка специалистов для конкретных рабочих мест и т.д. - ректор подчеркнул, что все это накладывает отпечаток на академический рынок в стране. “Сегодня технологии меняются очень быстро, и, хотя существуют общественные группы, привязанные к старой системе, объективное развитие высшей школы идет по тем же линиям, тем же закономерностям, что и во всем мире”, - подчеркнул Я.Кузьминов. 
На конференцию приехали более 300 участников из 13 стран и 30 российских регионов. В этом году, по словам проректора НИУ ВШЭ Марины Юдкевич, было больше, чем раньше, докладов, основанных на реальных эмпирических исследованиях. Часть выступлений была посвящена сопоставительным исследованиям, сравнению университетов между собой. “Чтобы лучше понять свою систему образования, надо познакомиться с системами образования других стран”, - заметила проректор. Отбор состоялся довольно серьезный: на конференции в общей сложности прозвучало около 80 докладов, однако заявок было подано более 400. Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поздравил тех, чьи доклады были приняты, и предложил всем участникам вступать в недавно созданную в России Ассоциацию исследователей образования. Предыдущие семь конференций назывались конференциями Российской ассоциации исследователей высшего образования, но она была неформальной. Примерно полгода назад началась работа над созданием Ассоциации исследователей образования, и вот недавно она была зарегистрирована. Эта организация видит своей главной задачей налаживание научной коммуникации и помощь молодым ученым. Так что, возможно, в следующем году в Москве пройдет конференция исследователей уже не только высшего образования, но и школьного, а также дополнительного образования детей. 
Живой кейс
Первая тема пленарки имела “инновационный формат” - это был разбор “живого кейса” о НИУ ВШЭ в виде интервью, которое И.Фрумин провел с отцами-основателями “Вышки” - ректором Ярославом Кузьминовым и научным руководителем Евгением Ясиным. 
НИУ ВШЭ, которой в ноябре исполняется 25 лет, - государственный вуз, он возник почти с нуля, но за несколько лет стал одним из лучших российских университетов. Как ему это удалось? За счет каких ресурсов, какой стратегии? На примере НИУ ВШЭ было показано, как формировалась идентичность быстро развивающегося российского вуза. ВШЭ была создана, как написано в постановлении правительства, “на основе использования зарубежного опыта и результатов новейших исследований в области российской экономики”. Социальные науки в то время, по словам Я.Кузьминова, напоминали скорее теологию: на их основе рыночную экономику было строить невозможно, и в обществе существовал огромный спрос на людей, которые понимали бы законы ее развития. Е.Ясин заметил, что, создавая университет, они хотели “начать с начала - не забивая головы студентам марксизмом-ленинизмом, дать им знание современной зарубежной экономической науки”. 
В ходе “триалога” его участники называли слагаемые успешности ВШЭ. Проект университета был разработан группой ученых, по их внутреннему велению, а не по заказу (“то есть это была предпринимательская инициатива”, прокомментировал И.Фрумин). Реализацией проекта занимались ученые и политики внутри университета. ВШЭ никогда не решала узкоуниверситетских задач. “Мы рассматривали ВШЭ как инструмент развития страны, в которой живем, - заметил ректор. - Развивались как часть команды реформаторов в 1990-е, а в 2000-е стали крупнейшим мозговым центром”. 
- Таким образом, ВШЭ не вписывается в существующие рамки: его стратегия связана с трансформацией внешней среды, миссия организации лежит за пределами организации, - обобщил И.Фрумин.
Университет работал с властью, с широким кругом мыслящих людей. Его ресурс - сильные ученые и сильные студенты. Он не накапливал средства, а инвестировал в развитие. Сравнение показателей первых лет “Вышки” с нынешними выглядело весьма впечатляюще и убедительно.
Тема оказалась столь всеобъемлющей, что за отведенное время удалось ответить только на часть поставленных вопросов. И.Фрумин пообещал продолжить обсуждение этого кейса позже, уже вне рамок конференции, на специальном семинаре. 
Миссия выполнима
Взаимодействию университета и внешней среды был посвящен и следующий пленарный доклад. Атилла Пауситс из Австрии, занимающий должность директора Центра менеджмента образования и развития высшего образования Дунайского университета, назвал свое выступление “На пути к третьей миссии - университеты в переходный период”. Третья миссия связана с социальной активностью вуза. Проанализировав возможности взаимодействия университета с обществом и взгляды исследователей на это взаимодействие, ученый вышел на проблему, ждущую своего решения. Третья миссия приобретает все большее значение, она становится инструментом перемен, важным фактором диверсификации университетов (диверсификация - стратегическая ориентация на разнообразие и разностороннее развитие деятельности). Между тем единой концепции того, что это такое, не выработано. Анализ стратегий австрийских университетов показал, что нет даже общей терминологии - для обозначения одного и того же вида деятельности в рамках третьей миссии вузы используют разные слова. Существуют проблемы со сбором данных, со сравнимостью активности вузов... “Третья миссия” практически не учитывается в международных рейтингах. Наконец, в этой сфере нет контроля качества - “никто даже не говорит об этом”, заметил А.Пауситц. 
В России ситуация, кажется, немного другая, чем в Австрии: так, летом были объявлены результаты первого Национального рейтинга “Три миссии университетов”, где кроме традиционных образования и науки оценивалось также такое направление, как “Университет и общество”. Ведущие вузы отчитываются перед министерством по критериям, связанным с социальным взаимодействием. Но вопросов для исследователей все равно достаточно. Как записала потом одна из участниц конференции в “Фейсбуке”, “доклад профессора Пауситса заставил меня задуматься о многих непрямых эффектах университета, его влиянии на социально-экономическое развитие регионов и страны, а также на жизни его выпускников - мы не можем не то что измерить эти эффекты, но и назвать их полный список”. 
Горе одному?
Бьорн Стенсакер, профессор Департамента образования Университета Осло, продолжил тему того, как университеты реагируют на изменение окружения. “Среда заставляет университеты меняться. Мой тезис - университеты должны управлять средой”, - заявил профессор. Он проанализировал существующие сегодня объединения университетов, назвав эти объединения “динамичной средой для повышения потенциала, контроля и продуктивности”. В мире появляются новые рынки, все более сложные и рисковые, чем прежде, информации о них не хватает - неудивительно, что с усложнением среды университеты начали сопрягать усилия. Профессор выделил три этапа развития сотрудничества вузов: на первом - “коллаборация снизу”, когда сотрудничают ученые, на втором - университеты подписывают соглашение, но оно остается на бумаге. И только на третьей стадии вузы переходят к совместной практике. По словам Б.Стенсакера, это самое трудное, потому что у каждого университета свои традиции, которые не всегда согласуются с ценностями, заявленными в соглашении. Ассоциации университетов существуют как на национальном уровне, так и на международном. Объединение позволяет университетам не только успешнее справляться с вызовами быстро меняющейся среды, но и эффективнее воздействовать на нее самим. Профессор привел впечатляющий пример: Лига европейских исследовательских университетов (League of European Research Universities, LERU) существенно влияет на научную политику в Евросоюзе, на принятие решений в ЕС. Сейчас LERU получает 60-70% средств, выделяемых Евросоюзом на исследования. 
Учение в Сети
Значительная часть выступлений на конференции была посвящена развитию платформ электронного образования, в частности MOOC. Ключевой установочный доклад делал молодой ученый из США Рене Кизильчич. Он занимается исследованиями в Стэнфорде и на сегодняшний день является одним из ведущих аналитиков онлайн-образования в мире: результаты его исследований представлены в ведущих научных журналах, включая Science. А это огромная редкость для научных статей в сфере образования, как отметил И.Фрумин, представляя его участникам конференции. Он призвал молодых ученых на примере этого докладчика учиться находить объект для изучения и не бояться больших проблем и необычной постановки вопросов.
Как проходят онлайн-курсы люди из разных стран, как отличаются их результаты? Доклад Р.Кизильчича назывался “Как сделать онлайн-обучение доступным для всех”. Начал он с напоминания о том, что к 2030 году четыре из десяти профессий будут потеряны. И многие из оставшихся без работы людей пойдут получать онлайн-образование. Барьером на пути к успеху станут низкие навыки саморегулирования. Стратегии, приводящие к хорошим результатам, - целеполагание, планирование... Но недостаточно просто сообщить об этом обучаемым - нужно помочь им выработать соответствующие когнитивные стратегии. Ученый проанализировал факторы, влияющие на конечный результат онлайн-обучения. Если коротко, то формула успешности от Кизильчича звучит элементарно: доступ плюс поддержка. Но то и другое имеют множество вариантов и зависят от разных обстоятельств, что и дает темы для исследования. 
Сейчас большая часть онлайн-курсов разрабатывается в США. Большинство из них не идут в зачет образовательных кредитов (то есть не засчитываются вузами как прохождение соответствующего курса), но успешно освоивший их может получить сертификат. Крупные фирмы уже признают наличие таких сертификатов наряду с документами об образовании. Более того, в США, даже без аттестата об окончании школы, но имея сертификаты об окончании онлайн-курсов, можно пойти учиться дальше. 
Словом, для вузов наступило очень интересное время, считает Р.Кизильчич. Ведь развитие онлайн-платформ приводит к перестройке образования.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено оргкомитетом конференции 

 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.
В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. /№ 1-2(2018)
По дороге к Луне. Какие школьники рискуют выбирать такие маршруты?
Про “Космический урок” мы заговорили первый раз, рассказывая о Томском государственном педагогическом университете (“Поиск” №48, 2017 г.). На самом деле эта инициатива родилась на год раньше, когда еще в сентябре 2016 года директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Сергей Псахье и советник генерального директора РКК “Энергия” Александр Чернявский встретились в старинном корпусе Томского государственного педагогического университета с ректором этого вуза Валерием Обуховым... /№ 52(2017)
Из студентов – в профессионалы. О новых возможностях построения карьеры.
Завершился отборочный этап олимпиады “Я - профессионал” - нового проекта в сфере высшего образования, позволяющего студентам из всех регионов России поступить в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов практически без экзаменов, а также пройти стажировки в престижных компаниях - с перспективой последующего трудоустройства. /№ 52(2017)

Новости


Российский научный фонд назвал несколько самых ярких и важных отечественных научных результатов уходящего года. Их выбрали, изучив работы более чем 35 тысяч российских ученых, которые проводят фундаментальные исследования при поддержке РНФ.



В 2018 году в Калуге начнется строительство Калужского инновационного кампуса филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана стоимостью около 7 миллиардов рублей, сообщает ТАСС.



Минобрнауки, Минфин и Минэкономразвития, а также другие федеральные органы власти, имеющие подведомственные высшие учебные заведения, должны до 28 февраля представить в правительство предложения о мерах по приведению вузовских зданий «в соответствие с требованиями к их эксплуатации» и представить предложения об объемах и источниках финансового обеспечения этих мер.



Национальная академия наук Белоруссии и Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд) назвали победителей конкурса для молодых ученых 2017 года, сообщает пресс-служба НАНБ.

Заместитель министра образования и науки Григорий Трубников назвал обвинения в плагиате, связанные с его диссертацией, не имеющими под собой оснований.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов рассказал газете «Известия», что количество защит в РФ кандидатских и докторских диссертаций за пять лет сократилось почти вдвое. При этом число диссертационных советов за последние пять лет уменьшилось на 30%.

Депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов обратился к министру образования и науки Ольге Васильевой с запросом, в котором идет речь о необходимости на законодательном уровне установить пятидневную учебную неделю и исключить возможность привлечения школьников и студентов на занятия по субботам. Копия документа парламентария имеется в распоряжении ТАСС.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии