Официально


Министерство образования и науки внесло ряд изменений в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом от 27 ноября 2015 года.



Правительство одобрило проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований» и направляет его в Госдуму.

Правительство утвердило положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития. В документе определяются порядок создания, составы, функции и полномочия советов.

Правительство продлило статус наукограда городскому округу Жуковский (Московская область). Он будет сохранен для этого муниципального образования еще на 15 лет.




Новости № 3(2018)

Регионы


Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) расширяют свои исследования на территории Васюганского болота - крупнейшего в мире, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса. В конце 2017 года под эгидой научного центра САЕ “TSSW: Сибирский институт будущего” была создана новая стационарная база - “Васюганская”. Она вошла в цепочку исследовательских станций ТГУ, соединяющих юг и север Западной Сибири.

На заседании Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай шла речь о том, что нужно делать школам, вузам и органам власти для привлечения лучших абитуриентов в местные высшие учебные заведения.

В канун Нового года студенты Северо-Кавказского федерального университета получили хороший подарок - физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном. В церемонии открытия спортивного объекта приняла участие первый заместитель Минобрнауки России Валентина Переверзева.

СНГ


Интердайджест


Древние американцы прибыли на континент единой волной миграции, о чем свидетельствуют результаты недавнего генетического исследования найденных на Аляске останков. Об этом сообщает Sciencemag.org.

О связи потребления алкоголя с повышенным риском развития некоторых типов рака известно давно, но было непонятно, как именно он действует на клетки организма, вызывая их злокачественное перерождение...

Анализ состава небольшого камушка, найденного в Ливийской пустыни, показал, что этот богатый алмазными включениями кусок породы не только имеет внеземное происхождение, но и содержит соединение, которое возникло до формирования Солнца.


В день открытия Учредительного собрания большевики залили снег петроградских улиц кровью рабочих и солдат. Как и царские опричники, они хотели заглушить пулеметами и винтовками голос народа. Но народ сказал свое слово в Учредительном собрании. Оно - истинный выразитель воли народа - объявило Россию федеративной демократической республикой. Учредительное собрание взяло дальнейшие переговоры о мире в свои руки и обратилось к союзникам с предложением выработать условие общего демократического мира. Учредительное собрание передало трудящимся всю землю без выкупа. Да здравствует Учредительное собрание! Вся власть - Учредительному собранию!


















Как стать нужными? Задача - привлечь зарубежную молодежь в российские вузы.
Образование
№ 41(2017)

13.10.2017


В конце мая президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта “Развитие экспортного потенциала российской системы образования”. Цель - к концу 2025 года резко увеличить несырьевой экспорт Российской Федерации путем роста привлекательности и конкурентоспособности нашего образования на международном рынке. Иначе говоря, если сейчас в российских вузах учатся 220 тысяч иностранцев, то к моменту завершения проекта их должно быть порядка 710 тысяч. 
Планировалось, что первыми опробуют новые модели привлечения молодежи из-за рубежа в российскую высшую школу всего 20 вузов, а в 2021 году их опыт распространят на все университеты и академии нашего Отечества. Однако желающих оказалось больше, чем думали, и летом Минобрнауки РФ отобрало 39 организаций высшего образования, которые объединятся в Консорциум опорных университетов - экспортеров высшего образования. Решили, что Положение о консорциуме и его “дорожную карту” к 
1 ноября подготовит Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов, созданного еще в советское время для обучения зарубежных студентов. Плюс в рамках проекта организован Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций. Что ему вменено в обязанности? Какие задачи поставлены перед его командой? На эти вопросы сегодня отвечают постоянные авторы “Поиска” - директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна КЛЯЧКО и ее заместитель, исполнительный директор Центра компетенций Елена ­ПОЛУШКИНА.
- Прежде всего, почему проект ведет не Минобрнауки России? Ведь основная работа - подготовка студентов - происходит в вузах?
Т.Клячко: - Потому что задачи проекта - не просто привлечь больше иностранных студентов, а сделать так, чтобы им было интересно и выгодно приезжать к нам. Выгодно - это не снизить цену обучения, а получить признанное в мире образование и по окончании вуза - получить здесь, в России, и странах - ее партнерах хорошую для себя работу. Поэтому проект реализуется не по линии Министерства образования и науки, а в рамках расширения внешнеэкономической деятельности России. Курирует его заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Привлекая сюда иностранных студентов, мы должны увеличить объем доходов России и повысить ее роль на международной арене. 
- При нынешнем отношении к России, наверное, сложно это сделать?
Т.Клячко: - Смотря на какие страны ориентироваться. Уверена, что студенты из Китая, Индии, стран Африки, СНГ (80% потока иностранных студентов у нас сейчас оттуда) - наш контингент. Индия сейчас, например, один из самых растущих рынков образования, ей, как и Китаю, своих мощностей не хватает, и она заинтересована в расширении связей с Россией. Если мы предложим интересные курсы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также разные программы дополнительного постдипломного образования, повышения квалификации для преподавателей вузов - народ приедет. Кто на семестр, пару месяцев, а кто - на два или пять лет. И выиграют от этого не одни вузы, потому что иностранному студенту в любом государстве нужно питание, место, где жить, где покупать товары, нужны транспорт, поликлиники, музеи, театры и т.д. Этот проект задуман для того, чтобы на сопровождении иностранных студентов в России выросла новая экономическая инфраструктура их обслуживания. 
Но еще важнее, когда мы говорим о студентах из СНГ, чтобы, окончив вуз, они могли остаться работать в пространстве Евразийского экономического союза. Прежде всего, у нас. Этот проект должен помочь нам подготовить кадры для нашей экономики в условиях очень серьезного демографического спада. Надо привлечь в Россию не неквалифицированных мигрантов, а дипломированных, встроенных в российские реалии специалистов. Это та квалифицированная рабочая сила, знающая русский и другие иностранные языки, которая нужна экономике России, чтобы повернуть ее на путь высокотехнологичного развития.
- А могут наши вузы через 8 лет в 3,5 раза больше принять студентов?
Т.Клячко: - В нынешнем состоянии - нет, но, чтобы подготовить международные службы вузов к этой большой работе, и создается в рамках проекта Центр компетенций, задача которого - разработать новую модель функционирования международных служб российских образовательных организаций. И тут важно осознать, что привлекать все большее число зарубежных студентов будет не только Россия. Сейчас на планете рынок иностранных студентов равен примерно 5,5 миллиона человек. Ожидается, что к 2024 году он вырастет до 8-10 миллионов. Есть откуда взять те 0,5 миллиона, на которые мы рассчитываем. Но чуть промедлим - и упустим свой шанс. Европа, Великобритания зевать не будут, их знаменитым университетам тоже нужна зарубежная молодежь.
- Думаете, им мигрантов мало?
Т.Клячко: - Мигрантов из Африки еще надо социализировать, а поток абитуриентов из Индии, Малайзии уже готов к учебе по языку и менталитету. А Китай? Общий настрой на хорошее образование. Вузов им не хватает, но мы уже столкнулись с тем, что китайцы перетягивают наших студентов с Дальнего Востока к себе. Нам надо развернуть этот поток обратно. Надо предлагать качественное образование, хорошие условия для его получения и новые рабочие места по окончании вузов. 
- А чему хотят учиться? Судя по списку участников консорциума, Минобрнауки решил никого не обидеть: там и технические, и классические, и отраслевые университеты, и творческие - типа Гнесинки, академии балета, консерватории.
Е.Полушкина: - А также медицинские. Плюс широка география - Дальний Восток, Сибирь, юг и центр России. Учитывали и то, что интересным для иностранца может быть не весь университет, а отдельные факультеты и кафедры. Все втянутые в орбиту программы вузы получат некий объем финансирования для активизации работы по аналитике, обучению, структуре, маркетинговым исследованиям, создание привлекательного для студентов имиджа России за рубежом - скажем, на выставочную деятельность...
- Извините, разве раньше этого не было? Да посмотрите на Проект 5-100... Те же намерения привлечь, поднять, умножить...
Т.Клячко: - Раньше не рассматривали эту работу как очень важное направление внешнеэкономической деятельности. А сейчас это сделано, и посему проект интересен не только Минобрнауки, но еще и министерствам экономического развития, здравоохранения, культуры, труда, сельского хозяйства, финансов, внутренних дел и ряду других ведомств и структур. У проекта очень много бенефициаров, которые заинтересованы в его реализации.
- Заинтересованных много, а трудиться больше всех придется вузам? Кто не знает, какая морока возиться с иностранными студентами - работать с нашими миграционными службами, создавать условия в кампусах, вписывать чужестранцев в реалии нашего быта... 
Е.Полушкина: - Вот именно - в реалии наших городов. Последние два года мы смотрели развитие территорий в зависимости от числа студентов, обитающих в общежитиях или на съемных квартирах, где они больше, чем у мамы дома, нуждаются в определенных товарах, транспорте, средствах коммуникации. Все это заставляет создавать дополнительные рабочие места в регионе, причем как в производстве, так и в сфере услуг, в том же образовании. Все это приносит в бюджет города, территории деньги. Поэтому нам надо с цифрами в руках доказать региону, почему ему есть смысл помогать вузу привлекать зарубежных студентов. 
Т.Клячко: - И вузы должны быть заинтересованы обучить весь свой персонал новым подходам. Не только заставить преподавателей вести курсы на английском, но и обучить иностранному языку службы по приему студентов, по их медобслуживанию, по их адаптации к учебному процессу и городской среде. В психологии людей - стараться минимизировать любые усилия, но здесь придется думать, как стать конкурентоспособными на мировом уровне. Мало хорошо учить профессии, надо еще найти работодателя, который готов иностранца пустить к себе на практику, а потом еще и на квалифицированную работу.
- Вы далеко загадываете, сначала надо студента где-то поселить, а у нас общежитий неприхотливым россиянам не хватает...
Т.Клячко: - Общежития для иностранцев - вещь понятная, а вот то, что едут люди в другую страну, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, пока мало кто осознал. Почему США, Великобритания, ЕС, Австралия так привлекательны для обучения? Получив тамошний диплом, есть шанс остаться там работать и жить. У Китая, кстати, даже не каждый второй выучившийся за рубежом возвращается, хотя им создают для этого замечательные условия, но оставшиеся выступают той мягкой силой, которая всегда на стороне интересов Поднебесной. Болонский процесс в Европе решил вопросы передвижения на рынке труда. Когда мы в него входили, надеялись на тот же эффект, но, увы, ничего не получили потому, что нас в ЕС не пускают. Значит, надо в ЕАЭС создавать возможность миграции трудовых ресурсов. Проект очень современный, ориентированный на долгосрочный процесс и дальнее видение. Если мы сопоставим объем средств, которые государство сейчас собирается в проект вложить, и тот результат, который страна сможет получить за счет увеличения зарубежных студенческих контингентов, то увидим, что отдача, если проект хорошо реализовать, будет впечатляющая.
- Вы воспринимаете консорциум как своих соратников?
Т.Клячко: - Конечно. Это все вузы, имеющие некий опыт, который им поможет решить тот или иной блок задач проекта. В нем 13 направлений, вполне конкретных: изменение нормативно-правовой базы взаимодействия с зарубежным контингентом; продвижение российских программ дополнительного образования для иностранных студентов; разработка документации, регламентирующей пребывание зарубежных студентов; выставочная деятельность и т.д. Каждый блок будет встроен в содержательный процесс обучения, материалы пройдут экспертную оценку всех участников процесса и только потом, в законченном виде, поступят к нам в Центр для внедрения наработок в учебный процесс при повышении квалификации сотрудников международных служб вузов, а также преподавателей... Вуз в этом деле должен функционировать как единый организм. Известно, с нашей миграционной службой общаться - занятие непростое, даже работники вузов сдаются, не то что студенты и аспиранты, значит, надо совершенствовать правила размещения иностранных студентов. Надо, чтобы иностранный студент в большей степени был приравнен к студенту-россиянину очной формы обучения.
- Вашему Центру придется поднимать вопросы изменения законодательства?
Е.Полушкина: - Не думаю, но нам точно придется заниматься аналитикой, доносить ее выводы по необходимости изменений в правовой сфере до руководящих работников министерств, регионов и консорциума вузов, чтобы те могли выступать инициаторами перемен. В университетах же обучать придется все подразделения, занятые в сопровождении зарубежных студентов. Сотрудники разных вузовских служб должны, с одной стороны, наработать новые навыки общения, а с другой - взять на себя ответственность за результат привлечения иностранных студентов в вуз, и здесь работа не только международных отделов. И одно дело решать это в столице, а другое - в Тамбове или Якутии. Понимаете, мы вступаем в гонку за будущее. Чем дальше, тем чаще работодатели будут менять неквалифицированных сотрудников на роботов - им не надо платить, с профсоюзом не надо торговаться: сломался - вынес на свалку. Никаких пособий, больничных, судов. Выжить в таких условиях, адаптироваться к ним, приспособиться, задействовав какие-то из своих компетенций, сможет только хорошо обученный человек. Чаще всего - получивший высшее образование, знающий несколько языков, психически и физически устойчивый. У нас идет четвертая революция образования, когда обязательным становится высшее... Обратите внимание, что сегодня в Южной Корее 66% населения с высшим образованием, в Финляндии - 91%, в Канаде - 89%, в Израиле - 84%, во Франции - 90%... Вот когда об этих цифрах задумываешься, понимаешь, что высшее образование имеет огромное значение для уровня жизни населения.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Умерять амбиции не намерен. МГУ верен своим традициям.
Традиционное празднование Дня российского студенчества ректор МГУ Виктор Садовничий открыл пресс-конференцией в МИА “Россия сегодня” 12 января. По старому стилю именно в этот день (25 января по-новому) в 1755 году студенты Московского университета начали широко отмечать день рождения вуза. /№ 3(2018)
Карта врастания. Крымские вузы осваиваются в высшей школе России.
С первых дней возвращения Крыма в Россию наряду с интеграцией самого молодого региона страны в ее правовое, политическое, культурное пространство идет непростой процесс его “врастания” и в образовательную систему. Площадкой, на которой обсуждались связанные с этим вопросы, недавно стал Пятигорский государственный университет. /№ 3(2018)
Не в этом цикле. Глобальный рейтинг инновационности вузов обещают после 2020 года.
Сегодня потребность в регулярной оценке работы вузов по созданию и трансферу инноваций существует только в национальных масштабах - глобального запроса на нее нет. Недостаточно и инструментов для полноценного осуществления такого анализа. /№ 3(2018)

Новости


Антирейтинги вузов, диссоветов и ученых, которые причастны к появлению фальшивых диссертаций, опубликовало в сети интернет-сообщество «Диссернет».



Клуб "1 июля" опубликовал на своем сайте два новых заявления: «О принципах распределения дополнительного финансирования между институтами РАН» и «О принципах формирования госзаданий институтам РАН».



В новом субрейтинге 100 университетов мира, построенном на основе показателя соотношения числа преподавателей к количеству студентов институционального рейтинга THE за 2018 год, Россия представлена 11 вузами, семь из которых - участники Проекта 5-100.



Владимир Путин принял в Ново-Огарево президента Российской академии наук Александра Сергеева. На встрече обсуждались реформа РАН и задачи академии по координации научно-технологического развития страны.



Кольский научный центр РАН преобразован в Федеральный исследовательский центр. ФИЦ образован путем присоединения к базовому учреждению КНЦ РАН шести научно-исследовательских институтов, локализованных в Академгородке (Апатиты).



Инициативу создания Научно-образовательной теологической ассоциации в России выдвинули ректоры ряда вузов на конференции «Теология и прогресс», которая прошла в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, сообщает ее пресс-служба ОЦАД.



В Перми прошло выездное совещание руководителей региональных научных центров Российской академии наук с участием президента РАН Александра Сергеева. В его работе приняли участие руководитель ФАНО Михаил Котюков и губернатор Пермского края Максим Решетников.

Конференции


В повестке дня очередного 176-го заседания - доклад профессора Московского института стали и сплавов, действительного члена Академии проблем качества, члена ASQ и ENBIS, члена Международной гильдии профессионалов качества Ю.П.Адлера “Зачем научным организациям менеджмент и как с ним бороться”.

На территории национального парка “Бузулукский бор” в Оренбургской области прошла XXI совместная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук и научного совета РАН по фундаментальным географическим проблемам, посвященная Году экологии в России и 100-летию отечественного заповедного дела.

Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и городом Севастополь.

Конкурс проектов 2019 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Немецким научно-исследовательским сообществом

Программа аспирантских стипендий Топсе приглашает аспирантов, работающих в области гетерогенного катализа и смежных областях материаловедения, принять участие в ежегодном конкурсе на предоставление стипендии Топсе.

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии