Официально


Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступает в силу со дня его официального опубликования.



Правительство снизило объем средств, которые будут направлены из бюджета на повышение конкурентоспособности ведущих российских вузов в 2018-2020 годах. Постановление об этом опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект об унификации структур по военной подготовке в вузах. Он предусматривает, что в вузах будет один вид структурных подразделений военной подготовки - военные учебные центры.

Госдума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 87 ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового статуса духовных образовательных организаций.




Новости № 27-28(2018)

Регионы


Томский госуниверситет вместе с IT-компанией Rubius приступают к реализации масштабного digital-проекта - “Виртуальный университет 4.0”.

В Совете Федерации прошли Дни Ярославской области. Участие в выставке, организованной в верхней палате принял в том числе Ярославский госуниверситет.

Студенты Воронежского госуниверситета стали победителями международного конкурса IT-Challenge. Его организовала французская корпорация Atos, специализирующаяся на IT-консалтинге, аутсорсинге бизнес-процессов, производстве серверов.

СНГ


Интердайджест


Группа австралийских политиков опубликовала “дорожную карту” для законодательного закрепления возможности искусственного оплодотворения с донорством митохондрий, сообщает Nature News.

Жизнеспособные эмбрионы исчезающего северного белого носорога получены в лаборатории. С подробностями - The Scientist.


Председатель ВЦИК тов. Свердлов оглашает только что полученное по прямому проводу сообщение от Уральского областного совета о расстреле бывшего царя Николая Романова. В последние дни столице “красного” Урала Екатеринбургу серьезно угрожала опасность приближения чехословацких банд. В то же время был раскрыт новый заговор контрреволюционеров, имевший целью вырватъ из рук советской власти коронованного палача. Ввиду всех этих обстоятельств Президиум Уральского областного совета постановил расстрелять Николая Романова, что и было приведено в исполнение 16 июля...














Риски на развилке. Вузам предписана смелость.
Образование
№ 39(2017)

29.09.2017



“Трансформация университетов в современных условиях” - так назывался очередной, XXI семинар-конференция Проекта 5-100. Представителей ведущих вузов страны от Калининграда до Владивостока принимал на этот раз Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.

В каком-то смысле символично, что серьезный разговор об изменениях, через которые необходимо пройти вузам, чтобы не отстать от быстро меняющейся жизни, состоялся в Калининграде. Во-первых, потому, что этот город за свою историю сам пережил серьезнейшую трансформацию. Во-вторых, здесь жил и работал философ И.Кант, и одно из основных научных направлений университета, носящего имя великого философа, - прикладная философия. А базовые законы философии, как было замечено в ходе дискуссии, сильнее административных указаний, и об этом не стоит забывать.
Изменения в российских вузах уже идут - особенно заметны они в ведущих университетах. В БФУ, например, как отметил в своем приветствии врио заместителя председателя Правительства Калининградской области И.Баринов, благодаря Проекту 5-100, вырос уровень цитируемости ученых университета и увеличился приток абитуриентов из других регионов: сегодня каждый четвертый студент БФУ - иногородний.
Но ведущих университетов в стране - 48, а всего высших учебных заведений - почти полторы тысячи. Эти цифры привела заместитель министра образования и науки Людмила Огородова, напомнив, что министерство ждет от ведущих вузов влияния на региональные - через развитие сетевых форматов обучения, академической мобильности, других инструментов, которые должны повлиять на систему в целом. “Иначе мы можем опоздать с темпами развития высшей школы”, - сказала она.
По словам замминистра, правительство меняет подходы к управлению системой образования: от программного переходит к проектному. Л.Огородова подчеркнула, что сегодня “важно не просто готовить кадры для рынка, а стать его драйвером”. Трансформация университета, по ее словам, должна происходить как ответ на выбранную цель.
“Практически все университеты Проекта 5-100 улучшают свои позиции, но мы говорим о скорости бега”, - заметила замминистра.
Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, пригласил университеты 5-100 активно участвовать в конкурсе нового Приоритетного проекта “Вузы как центры производства инноваций” и пояснил, чем этот проект отличается от того же Проекта 5-100: он предполагает “другое целеполагание и другие индикаторы измерения достижения цели”. По прикидкам министерства, в конкурсе примут участие 150-170 университетов, и уже к 1 декабря будут названы 40 победителей.
Достаточно ли всего этого?
Дмитрий Песков, руководитель направления “Молодые профессионалы” Агентства стратегических инициатив, считает, что нет. Будущее, заявил он, не создается проектами по определению - оно создается в процессе экспериментов.
И это будущее, по его словам, накатывает столь стремительно, что вещи, “которые еще недавно казались фантастическими, вдруг оказываются довольно консервативными”. Программы, которые были приняты в последние годы, - и повышения конкурентоспособности российских университетов, и программа мегагрантов, и другие - ориентированы на догоняющее развитие. Их смысл - взять лучшие мировые практики и определить, что можно сделать, чтобы им соответствовать. “Это хорошо работает, когда вы живете в стабильном мире, с заданными условиями функционирования, и вы уверены, что сможете в нем прожить лет 10-15, - заметил Д.Песков. - Но это время закончилось. Мы стоим на развилке и должны определиться с тем, чего мы хотим: догонять - или научиться создавать новое не хуже, чем это делают наши мировые партнеры и конкуренты”.
Если мы нацеливаемся на второе, то должны принять во внимание, что при создании нового не может быть стандартов, “кроме заложенных в протоколы коммуникации”, и “любая государственная политика, основанная на использовании стандартов, нового не создает”. А также помнить, что, как уже было сказано выше, будущее в принципе не может быть создано методом проектного управления. “В этом плане в программу стратегических проектов, которые реализует Правительство РФ, заложена базовая методологическая ошибка: эта программа не приведет к достижению тех целей, которые в них заложены. В данном случае я выступаю как член методической группы правительства по реализации этих стратегических проектов”, - заявил Д.Песков.
Пока несколько ошарашенные слушатели укладывали в голове услышанное, Дмитрий Николаевич перешел непосредственно к трансформации университетов. Как вузам выстраивать свою политику, исходя из характеристик будущего, которое уже буквально на пороге? Они должны иметь доступ к сквозным технологиям (“благодаря которым 15-летний мальчишка создает систему, перестраивающую все финансовые потоки в мире”), они должны поощрять культуру риска (“сегодня построение академической карьеры основано на минимизации рисков - необходимо на 180 градусов развернуть эту ситуацию, строить систему обучения как систему, поощряющую риск”). Определенные шаги на этом пути уже сделаны - “первой ласточкой” Д.Песков назвал разрешение делать дипломные работы в виде стартапов (соответствующая инициатива содержится в документах программы “Цифровая экономика РФ”, в некоторых вузам это уже практикуется,  в частности, в БФУ им. И.Канта в сентябре стартовала программа “Высокие технологии, инновационные бизнес-системы”, где свой стартап - обязательное условие для выпускника).
Мир будущего - это мир больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), и если в университете не изучают ИИ и не учат студентов с его помощью - это не университет. Мир будущего - это также мир людей, способных к мышлению, умеющих отделять важное, а сегодня культура мышления шаблонна у выпускников практически всех вузов, за исключением единичных.
- Чтобы выиграть, вам нужно пересмотреть все - от академической культуры до социальной структуры, до роли преподавателя и роли студента, - заявил Д.Песков.
Он сообщил, что в рамках НТИ в Санкт-Петербурге скоро откроется “Университет-2035” - пилотная площадка для отработки функций университета будущего. Предполагается также выделение средств для создания центров компетенций на базе ведущих вузов.
От захватывающих перспектив слушателей вернул в день сегодняшний ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской. Он напомнил, что задачи, которые сейчас стоят перед высшей школой, связаны с вызовами, обозначенными в Стратегии научно-технологического развития, с программой НТИ, программой “Цифровая экономика РФ”. Причем от вузов ждут не только подготовки кадров, но и активного участия ученых, преподавателей, сотрудников в реализации этих программ. Вуз, отдельные подразделения которого обладают ресурсами и людьми, достаточными для того, чтобы справиться с задачами, которые сегодня не решает промышленность, ректор назвал “университетом 4.0”. Он напомнил и о предыдущих “версиях”: “университет 1.0” предлагает только образовательные программы, “университет 2.0” - это образование плюс наука, то есть гумбольдтовская модель, “университет 3.0” - предпринимательский университет, вуз как экосистема инноваций. Похоже, российские вузы охватывают весь спектр названных моделей.
Примеры, приведенные ректором СПбПУ, свидетельствовали о том, что его вуз соответствует модели “университет 4.0”.
Екатерина Бабелюк, первый проректор по учебной, внеучебной и методической работе СПбГУ, рассказала, как отвечает на стоящие перед высшей школой вызовы СПбГУ. Например, почти во все образовательные программы университета будут включены дисциплины, связанные с цифровой экономикой. Каждая четвертая программа может быть отнесена к междисциплинарным - “благодаря тому, что мы можем разрабатывать собственные стандарты”, - пояснила проректор. Междисциплинарным является и подход к студенческой практике - так называемое “клиническое обучение”. Профили клиник различны: социальный центр переводов, психологическая клиника, юридическая, архивная, экономическая, ИT-клиника... Все клиники взаимосвязаны. Общее то, что в них студенты работают над проектами по задачам, поставленным клиентом.
Проректор НИУ ВШЭ Алексей Новосельцев ключевым фактором трансформации университета назвал развитие его кадрового потенциала. “Мы должны быть участниками мирового рынка труда - и работодателями на нем”, - заявил он. Иностранные специалисты, считает проректор, должны составлять от 12 до 20% основного профессорско-преподавательского состава. Для привлечения лучших необходимо создавать стимулы и условия. В НИУ ВШЭ это сделать удалось. Так, благодаря введению академических надбавок научная производительность в вузе возросла в четыре раза, средняя цитируемость - в 11 раз. При этом общая численность ученых и преподавателей не изменилась. “Удалось удержаться от имитации: менее 1% фейковых публикаций, с ними работает комиссия по этике”, - добавил А.Новосельцев.
Но тут возник вопрос: а что будет с сотнями “не ведущих” российских университетов? Какое будущее ждет их? Преподавателей высокого уровня, тем более иностранных, на всех не хватит. Из модели “университет 1.0” в модель “университет 3.0” одним рывком не перескочить.
По словам Л.Огородовой, поднять уровень образования в регионах способны технологии онлайн-обучения. Очень важно, что уже создается механизм получения зачета образовательных онлайн-программ. Университетам надо предоставить возможность развивать и использовать эти механизмы. Хотя, конечно, не исключен и современный луддизм (преподаватели выступают против новых образовательных технологий, потому что они лишают их работы).
- Большую часть действующих в образовании процессов можно проводить онлайн, но это сильно меняет распределение финансовых потоков: региональные и слабые вузы при этом сразу теряют большую часть своих доходов, - отозвался Д.Песков. - Но тут еще и другая проблема: мотивация. Наша система образования построена на принуждении детей учиться. Высокомотивированные студенты, конечно, есть, их можно смело переводить на онлайн-обу­чение, но что делать с остальными? А их - подавляющее большинство!
Ключевая задача системы образования, считает Д.Песков, - научиться повышать мотивацию детей и молодежи к самостоятельному обучению, к культуре риска. Остальное - само наладится.
- Согласна полностью! - отозвалась заместитель министра и добавила: - Научные школы по стране распределены неравномерно. Но они есть и в регионах! Нужно определить, что именно может “вытащить” университет. От трансформаций не уйти. Будущее наступает так быстро, что если не будем меняться - для некоторых оно не наступит никогда.
 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://5top100.kantiana.ru
 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Укротители Ниагары. Ректоры пытаются сдержать каток аккредитации.
Недавнее письмо ректоров ведущих университетов В.В Путину с предложением кардинально изменить систему государственной аккредитации вузов - “высказывание” в продолжение старой дискуссии. /№ 27-28(2018)
Проблема - в пробелах. Как оживить инновационную деятельность вузов?
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ) выступил с законотворческими инициативами по развитию инновационной и предпринимательской деятельности российских вузов. Об этом рассказал ректор ИРНИТУ Михаил Корняков, выступая на III Ректорском симпозиуме в Томске, где обсуждалась программа развития высшей школы. /№ 27-28(2018)
Когда критерий - практика. Почему востребованы выпускники УрГЭУ.
Важнейший показатель эффективности работы высшего учебного заведения - востребованность его выпускников. В Уральском государственном экономическом университете, недавно прошедшем государственную аккредитацию, этот показатель традиционно на высоте. /№ 26(2018)

Новости


Россия занимает десятое место в рейтинге стран по публикационной активности в естественно-научных областях исследований и входит в пятерку лучших по некоторым научным направлениям - такие данные приведены в материале НИУ Высшая школа экономики «Россия в рейтинге стран по публикационной активности ученых: естественные и точные науки»



Обсуждение национального проекта «Наука» в правительстве планируется завершить к 1 октября, сообщил журналистам в ходе рабочей поездки в Барнаул министр науки и высшего образования Михаил Котюков.



В Академии труда и социальных отношений прошел круглый стол, на котором обсуждался проект закона о повышении пенсионного возраста. Встреча собрала представителей Федерации независимых профсоюзов России, общероссийских отраслевых профсоюзов, в том числе в области образования, научного и экспертного сообщества, органов власти.



В Москве состоялась встреча президента Российской академии наук Александра Сергеева и Александра Стуглева, председателя правления, директора фонда «Росконгресс» – социально-ориентированного нефинансового института развития, крупнейшего организатора международных, конгрессных, выставочных и общественных мероприятий.

Десять федеральных университетов должны объединиться в ассоциацию, чтобы повысить свою конкурентоспособность и упростить многие процедуры взаимодействия, например, разработку и лицензирование совместных сетевых образовательных программ. Такую точку зрения высказал в ходе заседания Российского союза ректоров, состоявшегося в Москве, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров.

О необходимости поддержки научных журналов высказался на заседании Совета ректоров России ректор МГУ Виктор Садовничий.

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков считает, что науку в стране надо развивать в тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами. Об этом он заявил на расширенном заседании Совета ректоров России, сообщает ТАСС.

Конференции


II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Центр научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН совместно с Институтом экономических стратегий проводят МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПО НАУКОВЕДЕНИЮ И НАУКОМЕТРИИ

Текущие конкурсы


Российская академия наук (РАН) и Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси) объявляют конкурс на соискание трех премий за выдающиеся научные результаты, полученные российскими и белорусскими учеными при проведении совместных работ в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук и имеющие важное научное и практическое значение.

Конкурс на лучшие научные проекты, выполняемые молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации (“Мобильность”)

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Конкурс на лучшие проекты, выполняемые молодыми учеными (Эврика! Идея)

Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии