Официально


Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов внес в Госдуму проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные акты РФ». Документ доступен по ссылке.



На сайте ФАНО опубликована серия приказов о реорганизации подведомственных агентству научных учреждений.



На сайте Правительства РФ опубликовано распоряжение о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы.

Федеральное агентство научных организаций, правительство Новосибирской области и Сибирское отделение РАН заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили глава ФАНО Михаил Котюков, временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Травников и председатель СО РАН Валентин Пармон, сообщает пресс-служба агентства.




Новости № 50(2017)

Регионы


В Тюменскую область на заработки прибывает все больше иностранцев. Помочь приезжим, в особенности их детям, освоиться на месте - задача, в решении которой активно участвует Центр адаптационных практик и тестирования Тюменского госуниверситета.

Соглашение о создании Центра компетенции в сфере дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) в эпоху цифровой экономики заключили Дальневосточный федеральный университет и Университет ИТМО. Подписание документа состоялось в рамках конференции “Национальная технологическая революция 20.35” в Санкт-Петербурге.

Целый ряд совместных проектов с участием Московского авиационного института (НИУ) может быть реализован в результате Корейско-российского космического форума, прошедшего в рамках Aerospace Science Week.

СНГ


Интердайджест


Группа исследователей под руководством астрофизика Эдуардо Баньядоса (Eduardo Bañados) из Института науки Карнеги (Carnegie Institution for Science) опубликовала в Nature статью о черной дыре, которая находится в центре ярчайшего квазара, испускающего свет с тех времен, когда Вселенной было всего лишь 690 миллионов лет.

Лауреаты премии “За прорыв” The Breakthrough Prize 2018 года объявлены на торжественной церемонии в Кремниевой долине, с подробностями - The Breakthrough Prize News.


Из Могилева “Рус. Вед.” телеграфируют: “Принадлежащий к ревельскому укрепленному району остров Нарген объявил себя республикой, выработал нечто вроде конституции, выпускает свою монету. Образован кабинет: министр просвещения - фельдшер, труда - кочегар, финансов - столяр. Стоявший во главе различных работ инженер арестован и увезен в Кронштадт. Когда министрам Наргена указывали на невозможность продолжать работы без инженера, министр финансов, оказавшийся неграмотным, ответил: “Ученость ни к чему, вот я не умею фамилию написать, а дослужился”.
























Риски на развилке. Вузам предписана смелость.
Образование
№ 39(2017)

29.09.2017



“Трансформация университетов в современных условиях” - так назывался очередной, XXI семинар-конференция Проекта 5-100. Представителей ведущих вузов страны от Калининграда до Владивостока принимал на этот раз Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.

В каком-то смысле символично, что серьезный разговор об изменениях, через которые необходимо пройти вузам, чтобы не отстать от быстро меняющейся жизни, состоялся в Калининграде. Во-первых, потому, что этот город за свою историю сам пережил серьезнейшую трансформацию. Во-вторых, здесь жил и работал философ И.Кант, и одно из основных научных направлений университета, носящего имя великого философа, - прикладная философия. А базовые законы философии, как было замечено в ходе дискуссии, сильнее административных указаний, и об этом не стоит забывать.
Изменения в российских вузах уже идут - особенно заметны они в ведущих университетах. В БФУ, например, как отметил в своем приветствии врио заместителя председателя Правительства Калининградской области И.Баринов, благодаря Проекту 5-100, вырос уровень цитируемости ученых университета и увеличился приток абитуриентов из других регионов: сегодня каждый четвертый студент БФУ - иногородний.
Но ведущих университетов в стране - 48, а всего высших учебных заведений - почти полторы тысячи. Эти цифры привела заместитель министра образования и науки Людмила Огородова, напомнив, что министерство ждет от ведущих вузов влияния на региональные - через развитие сетевых форматов обучения, академической мобильности, других инструментов, которые должны повлиять на систему в целом. “Иначе мы можем опоздать с темпами развития высшей школы”, - сказала она.
По словам замминистра, правительство меняет подходы к управлению системой образования: от программного переходит к проектному. Л.Огородова подчеркнула, что сегодня “важно не просто готовить кадры для рынка, а стать его драйвером”. Трансформация университета, по ее словам, должна происходить как ответ на выбранную цель.
“Практически все университеты Проекта 5-100 улучшают свои позиции, но мы говорим о скорости бега”, - заметила замминистра.
Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, пригласил университеты 5-100 активно участвовать в конкурсе нового Приоритетного проекта “Вузы как центры производства инноваций” и пояснил, чем этот проект отличается от того же Проекта 5-100: он предполагает “другое целеполагание и другие индикаторы измерения достижения цели”. По прикидкам министерства, в конкурсе примут участие 150-170 университетов, и уже к 1 декабря будут названы 40 победителей.
Достаточно ли всего этого?
Дмитрий Песков, руководитель направления “Молодые профессионалы” Агентства стратегических инициатив, считает, что нет. Будущее, заявил он, не создается проектами по определению - оно создается в процессе экспериментов.
И это будущее, по его словам, накатывает столь стремительно, что вещи, “которые еще недавно казались фантастическими, вдруг оказываются довольно консервативными”. Программы, которые были приняты в последние годы, - и повышения конкурентоспособности российских университетов, и программа мегагрантов, и другие - ориентированы на догоняющее развитие. Их смысл - взять лучшие мировые практики и определить, что можно сделать, чтобы им соответствовать. “Это хорошо работает, когда вы живете в стабильном мире, с заданными условиями функционирования, и вы уверены, что сможете в нем прожить лет 10-15, - заметил Д.Песков. - Но это время закончилось. Мы стоим на развилке и должны определиться с тем, чего мы хотим: догонять - или научиться создавать новое не хуже, чем это делают наши мировые партнеры и конкуренты”.
Если мы нацеливаемся на второе, то должны принять во внимание, что при создании нового не может быть стандартов, “кроме заложенных в протоколы коммуникации”, и “любая государственная политика, основанная на использовании стандартов, нового не создает”. А также помнить, что, как уже было сказано выше, будущее в принципе не может быть создано методом проектного управления. “В этом плане в программу стратегических проектов, которые реализует Правительство РФ, заложена базовая методологическая ошибка: эта программа не приведет к достижению тех целей, которые в них заложены. В данном случае я выступаю как член методической группы правительства по реализации этих стратегических проектов”, - заявил Д.Песков.
Пока несколько ошарашенные слушатели укладывали в голове услышанное, Дмитрий Николаевич перешел непосредственно к трансформации университетов. Как вузам выстраивать свою политику, исходя из характеристик будущего, которое уже буквально на пороге? Они должны иметь доступ к сквозным технологиям (“благодаря которым 15-летний мальчишка создает систему, перестраивающую все финансовые потоки в мире”), они должны поощрять культуру риска (“сегодня построение академической карьеры основано на минимизации рисков - необходимо на 180 градусов развернуть эту ситуацию, строить систему обучения как систему, поощряющую риск”). Определенные шаги на этом пути уже сделаны - “первой ласточкой” Д.Песков назвал разрешение делать дипломные работы в виде стартапов (соответствующая инициатива содержится в документах программы “Цифровая экономика РФ”, в некоторых вузам это уже практикуется,  в частности, в БФУ им. И.Канта в сентябре стартовала программа “Высокие технологии, инновационные бизнес-системы”, где свой стартап - обязательное условие для выпускника).
Мир будущего - это мир больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), и если в университете не изучают ИИ и не учат студентов с его помощью - это не университет. Мир будущего - это также мир людей, способных к мышлению, умеющих отделять важное, а сегодня культура мышления шаблонна у выпускников практически всех вузов, за исключением единичных.
- Чтобы выиграть, вам нужно пересмотреть все - от академической культуры до социальной структуры, до роли преподавателя и роли студента, - заявил Д.Песков.
Он сообщил, что в рамках НТИ в Санкт-Петербурге скоро откроется “Университет-2035” - пилотная площадка для отработки функций университета будущего. Предполагается также выделение средств для создания центров компетенций на базе ведущих вузов.
От захватывающих перспектив слушателей вернул в день сегодняшний ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской. Он напомнил, что задачи, которые сейчас стоят перед высшей школой, связаны с вызовами, обозначенными в Стратегии научно-технологического развития, с программой НТИ, программой “Цифровая экономика РФ”. Причем от вузов ждут не только подготовки кадров, но и активного участия ученых, преподавателей, сотрудников в реализации этих программ. Вуз, отдельные подразделения которого обладают ресурсами и людьми, достаточными для того, чтобы справиться с задачами, которые сегодня не решает промышленность, ректор назвал “университетом 4.0”. Он напомнил и о предыдущих “версиях”: “университет 1.0” предлагает только образовательные программы, “университет 2.0” - это образование плюс наука, то есть гумбольдтовская модель, “университет 3.0” - предпринимательский университет, вуз как экосистема инноваций. Похоже, российские вузы охватывают весь спектр названных моделей.
Примеры, приведенные ректором СПбПУ, свидетельствовали о том, что его вуз соответствует модели “университет 4.0”.
Екатерина Бабелюк, первый проректор по учебной, внеучебной и методической работе СПбГУ, рассказала, как отвечает на стоящие перед высшей школой вызовы СПбГУ. Например, почти во все образовательные программы университета будут включены дисциплины, связанные с цифровой экономикой. Каждая четвертая программа может быть отнесена к междисциплинарным - “благодаря тому, что мы можем разрабатывать собственные стандарты”, - пояснила проректор. Междисциплинарным является и подход к студенческой практике - так называемое “клиническое обучение”. Профили клиник различны: социальный центр переводов, психологическая клиника, юридическая, архивная, экономическая, ИT-клиника... Все клиники взаимосвязаны. Общее то, что в них студенты работают над проектами по задачам, поставленным клиентом.
Проректор НИУ ВШЭ Алексей Новосельцев ключевым фактором трансформации университета назвал развитие его кадрового потенциала. “Мы должны быть участниками мирового рынка труда - и работодателями на нем”, - заявил он. Иностранные специалисты, считает проректор, должны составлять от 12 до 20% основного профессорско-преподавательского состава. Для привлечения лучших необходимо создавать стимулы и условия. В НИУ ВШЭ это сделать удалось. Так, благодаря введению академических надбавок научная производительность в вузе возросла в четыре раза, средняя цитируемость - в 11 раз. При этом общая численность ученых и преподавателей не изменилась. “Удалось удержаться от имитации: менее 1% фейковых публикаций, с ними работает комиссия по этике”, - добавил А.Новосельцев.
Но тут возник вопрос: а что будет с сотнями “не ведущих” российских университетов? Какое будущее ждет их? Преподавателей высокого уровня, тем более иностранных, на всех не хватит. Из модели “университет 1.0” в модель “университет 3.0” одним рывком не перескочить.
По словам Л.Огородовой, поднять уровень образования в регионах способны технологии онлайн-обучения. Очень важно, что уже создается механизм получения зачета образовательных онлайн-программ. Университетам надо предоставить возможность развивать и использовать эти механизмы. Хотя, конечно, не исключен и современный луддизм (преподаватели выступают против новых образовательных технологий, потому что они лишают их работы).
- Большую часть действующих в образовании процессов можно проводить онлайн, но это сильно меняет распределение финансовых потоков: региональные и слабые вузы при этом сразу теряют большую часть своих доходов, - отозвался Д.Песков. - Но тут еще и другая проблема: мотивация. Наша система образования построена на принуждении детей учиться. Высокомотивированные студенты, конечно, есть, их можно смело переводить на онлайн-обу­чение, но что делать с остальными? А их - подавляющее большинство!
Ключевая задача системы образования, считает Д.Песков, - научиться повышать мотивацию детей и молодежи к самостоятельному обучению, к культуре риска. Остальное - само наладится.
- Согласна полностью! - отозвалась заместитель министра и добавила: - Научные школы по стране распределены неравномерно. Но они есть и в регионах! Нужно определить, что именно может “вытащить” университет. От трансформаций не уйти. Будущее наступает так быстро, что если не будем меняться - для некоторых оно не наступит никогда.
 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://5top100.kantiana.ru
 

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

С фиксацией специфики. Московский глобальный рейтинг учел национальные особенности вузов.
Порядка 30 ведущих экспертов мира в области высшего образования участвовали в корректировке индикаторов Московского международного рейтинга вузов “Три миссии университетов”. Его пилотный проект недавно был представлен президентом Российского союза ректоров (инициатор создания рейтинга) ректором МГУ Виктором Садовничим на площадке пресс-центра ТАСС. /№ 50(2017)
Бонус за влияние. Эксперты THE отдали должное российской физической науке.
Повышение показателей не гарантирует подъем в глобальном рейтинге, ведь в том же направлении активно работают и высшие учебные заведения других стран. Учитывать это посоветовал ректорам российских вузов, вошедших в опубликованный недавно предметный рейтинг Times Higher Education (THE) по физическим наукам, главный редактор Всемирного рейтинга университетов THE Фил Бейти. /№ 49(2017)
Слов нет? Власть и общественность обеспокоены скудным лексиконом школьников.
Сегодня полки книжных магазинов ломятся от бесчисленных словарей. Зачастую это вызывает растерянность у профессионалов, что же говорить о школьниках и их родителях?! Выбрать правильное издание, с актуальным набором слов, подходящим для ребенка конкретного возраста, становится задачей не из простых. В канун Дня словаря в Рособрнадзоре собрались представители образовательного сообщества, чтобы обсудить эффективные способы включения словарей в образовательный процесс. /№ 49(2017)

Новости


Востребованность результатов научно-исследовательской деятельности и выпускников, коммерциализация производимого в вузе интеллектуального продукта - по таким критериям в рамках проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» составлен национальный рейтинг университетов, отражающий предпочтения реального сектора.



Руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков и вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон провели совещание с директорами организаций, расположенных на территории, относящейся к ведению Сибирского территориального управления ФАНО. Как сообщил руководитель СТУ ФАНО Алексей Колович, по состоянию на декабрь 2017 года на указанной территории расположены 154 организации федерального агентства, в том числе 121 учреждение и 33 предприятия.



В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Общественный контроль за качеством высшего образования».



Российский научный фонд и Министерство науки и технологий (MOST, Тайвань) объявили победителей второго совместного конкурса двусторонних научных проектов.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ подвел итоги Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов в области нанотехнологий «ВИК.Нано 2017». По результатам отборочного этапа, менторской и акселерационной программ по доработке проектов, а также финальной защиты перед членами жюри определились пять победителей.

Третий победитель Общероссийского конкурса молодежных исследовательских проектов в области энергетики «Энергия молодости-2017» награжден в Иркутске. Кандидат технических наук Дмитрий Крупенев из Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева Сибирского отделения РАН получил из рук президента ассоциации «Глобальная энергия» Игоря Лобовского сертификат на грант в размере 1 миллион рублей.

Минобрнауки и социальная сеть "ВКонтакте" заключили соглашение о сотрудничестве, информирует пресс-служба ведомства. В сообществе министерства в "ВКонтакте" будут размещаться учебные материалы и методические пособия для студентов, педагогов, родителей и всех желающих.

Конференции


Наша страна обладает крупнейшей в мире территорией и занимает четвертое место по площади пахотных земель. Казалось бы, области огромные, однако сельское хозяйство России сконцентрировано на ограниченной площади - с благоприятными климатическими условиями - и нагрузки на плодородные почвы настолько велики, что приводят к их деградации. Причина - в водной и ветровой эрозии, потерях гумуса и элементов питания, переуплотнении посевов и загрязнении.

Открытая конференция ИСП РАН имени В. П. Иванникова, ISPRAS Open 2017, обещает стать одним из самых познавательных событий осени в области системного программирования. Среди ключевых тем основной программы, заявленных ранее, - безопасность программного кода и технологии анализа массивов данных. Помимо этого в программе запланирован ряд отдельных докладов и встреч с зарубежными представителями ИТ-отрасли. Конференция пройдет с 30 ноября по 1 декабря 2017 г. в Москве.

7 декабря в МИА «Россия сегодня» пройдет VI Конгресс предприятий наноиндустрии. В какой точке развития сейчас находится отрасль? Какие рынки наиболее перспективны в ближайшие 10 лет? Как нанотехнологии включаются в Национальную Технологическую Инициативу? Эти и многие другие вопросы будут обсуждаться на Конгрессе.

Текущие конкурсы


Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований в рамках международных ассоциированных лабораторий (МАЛ) и международных научных объединений (МНО), проводимый совместно Российским фондом фундаментальных исследований и Национальным центром научных исследований Франции

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Департаментом науки и технологии Правительства Индии

Отчеты по проектам, поддержанным по результатам конкурса проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимого совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Фондом поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых “Национальное интеллектуальное развитие”.

Отчеты по проектам, поддержанным по результатам конкурса проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимого совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством города Москвы, выполнявшимся в 2016-2017 годах.

Конкурс проектов 2018 года организации российских и международных молодежных научных мероприятий, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований”.

Вакансии


17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...

03.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей...

27.10.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантных должностей...





опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии