Официально


Общероссийский народный фронт направил правительству предложения в национальный проект «Образование», касающиеся подготовки учителей. Эксперты ОНФ предлагают ввести для будущих педагогов профессиональный экзамен, который позволит определить, насколько они готовы к педагогической деятельности, информирует ТАСС.

Студенты и преподаватели Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» получили поздравления со столетним юбилеем их вуза от председателя правительства Дмитрия Медведева.

Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников, студентов и выпускников Уральского государственного юридического университета со столетием учебного заведения.

Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменения в статью 92 ФЗ «Об образовании в РФ»». Законопроект инициирован с целью закрепить обязательный учет сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 38(2018)

Регионы


СНГ


Интердайджест


Присуждаемые фондом Альберта и Мэри Ласкеров (Albert and Mary Lasker Foundation) премии Ласкера (Lasker Awards) за выдающиеся достижения в области биомедицины (награду называют американской “Нобелевкой”) в этом году достались шотландскому ветеринару, двум исследователям белков и исследовательнице РНК, которая подготовила около 200 молодых специалистов и всячески способствует продвижению женщин в науке.

Древнейший из найденных рукотворный рисунок обнаружили в южноафриканской пещере, сообщают Nature News; Science News. Красная косая штриховка пигментом по гладкой части камня была нанесена около 73 тысяч лет назад. Камень нашли в пещере Бломбос, что в 300 километрах от Кейптауна.

Исследование микробиома поставило под сомнение благотворное влияние пробиотиков. С подробностями - GenomeWeb. Пробиотики - это микроорганизмы и препараты, содержащие живые микрокультуры, используемые в терапевтических целях. Два недавних исследования израильских ученых, результаты которых публикует сентябрьский номер журнала Cell, заставляют взглянуть на них по-новому.


Экономия бумаги диктует необходимость для cоветской власти прекратить издания, не обслуживающие нужд более или менее значительного слоя населения республики. Ввиду этого отдел по делам печати при Моск. Сов. Р. и К. Д. постановил закрыть еженедельники “Московский звонарь”, “Московская Стрекоза” и “Журнал для всех” как органы, подделывающиеся под вкус обывателя и не представляющие никакого интереса для трудящихся.
















В стадии роста. Физтех нацелен на перспективу.
Образование
№ 23(2017)

09.06.2017

За последние годы кампус Московского физико-технического института (государственного университета) преобразился: появились новые корпуса общежитий, на глазах растут инжиниринговые центры. Но перемены не только внешние.

- Такого количества изменений, как за последние годы, я за свою бытность на Физтехе не припоминаю, - говорит ректор МФТИ Николай КУДРЯВЦЕВ. - Пожалуй, основное то, что у нас теперь есть шесть Физтех-школ: пять образовались на базе двух родственных факультетов каждая, одна примерно тождественна факультету. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы сосредоточить критическую массу ведущих сотрудников для решения прорывных задач. Кроме того, создание школ для нас диктовалось тем, что наука на Физтехе развивается быстро и лабораторий становится все больше. Когда их было пять, мы спокойно могли ими управлять из этого коридора (то есть из ректората). Сейчас это уже невозможно: за последние семь лет их количество выросло до 64. Каждая школа объединяет и выпускающие факультетские кафедры, и научные лаборатории. Мы реализуем великие идеи, заложенные при основании Физтеха: чтобы образование и наука были бок о бок. 

Еще одна причина для создания школ - факультеты на Физтехе не имели четких границ по тематике. На нынешнем этапе это минус. Для общественности, для абитуриентов, которые к нам поступают, тематика должна быть определена четко - и в соответствии с глобальными вызовами и программами развития, принятыми государством.

- Почему школ именно шесть? И какая теперь у них тематика?

- Если вспомнить историю Физтеха... В 1953 году было открыто четыре факультета: радиотехники и кибернетики, общей и прикладной физики, аэрофизики и космических исследований, молекулярной и химической физики. Они были созданы для решения прикладных задач, прежде всего связанных с обеспечением обороны, и развития фундаментальных исследований, сопровождающих эти задачи. Факультет радиотехники и кибернетики - это радиосвязь, локация; факультет общей и прикладной физики и факультет молекулярной и химической физики - это сама бомба; аэрофизики и космических исследований - это средства доставки той самой бомбы. 

Сейчас к этим четырем направлениям добавилось еще два: биотехнологии и информационные технологии - то, что появилось уже позже, таким образом у нас создано шесть школ. Мы как бы пришли к истокам Физтеха. На современном этапе факультеты у нас остаются. Но теперь сама школа решает, как ей двигаться. У нее есть все полномочия для этого. Одни школы тут же создали свою дирекцию. В других пока по-прежнему функционируют два факультета, они осторожно начинают совместные программы и видят общую выгоду работать вместе. Мы эти процессы не форсируем. Для выпускников, конечно, очень важно, чтобы бренды факультетов сохранялись, и мы этому будем способствовать. Главное - что в школах удалось собрать большую критическую массу компетентных ученых.

- Подобная реструктуризация, как правило, не проходит легко. Как отнеслись к этой идее сотрудники вуза?

- Конечно, такое объединение нельзя создать бумажным способом. Люди должны захотеть объединяться, понять свою выгоду. Все прошлое лето у нас постоянно шли встречи. Как это обычно на Физтехе бывает: все высказываемся, температура дискуссии поднимается, потом размышляем - и наконец выкристаллизовывается какой-то хороший сухой остаток. В конце августа я подписал приказ. Недавно на заседании Ученого совета две школы отчитывались. Еще далеко не все идеально, конечно, но прогресс виден! Выстраивается довольно хорошая система управления. Ведь 11 факультетами управлять довольно сложно, особенно когда нет четких границ по тематике. 

Добавлю, что реструктуризация - тема не только российская. Нас к созданию школ подтолкнул Проект 5-100. Он поставил перед вузами-участниками задачу создать стратегические академические единицы, САЕ. Наши школы и есть эти самые САЕ. За рубежом подобную реструктуризацию провели практически все ведущие вузы. Мы у них много неформальных идей почерпнули. 

- МФТИ долго был закрытым вузом. А потом стал участником проекта международной конкурентоспособности. Как вы преодолевали этот разрыв - от закрытости к открытости?

- Честно говоря, это проблема! Город Долгопрудный был закрытым до 1991 года, но не из-за МФТИ, а из-за наших соседей. Закрытость во многом была излишней, и это являлось препятствием для развития науки и образования в МФТИ, но, с другой стороны, способствовало развитию инфраструктуры. В советские годы в подчинении Минобразования СССР находилось всего 20 вузов, они и считались ведущими. Физтех до девяностых был подведомственен Минобразования РСФСР, и научная часть тут относилась только ко второй категории. Но основные инвестиции в Физтех делались не Минобразования РСФСР, а девятью министерствами, связанными с реальным производством, гражданским и военным. И это давало мощный ресурс для развития вуза.

Сейчас нам помогает то, что у Физтеха очень большое международное реноме. В девяностые и нулевые годы большую известность вузу принесли его выпускники, которые разъехались по всему миру, потому что здесь сложно было реализовать себя. И все увидели, что МФТИ дает прекрасных выпускников, а значит, тут хорошо учат. 

В наш международный совет собраны представители лучших вузов, из мировой двадцатки. Именно в международной кооперации мы видим перспективы Физтеха. И если в советское время государство стремилось вести научные исследования по всему фронту, то сейчас ни одна страна, даже богатейшая Америка, себе такого позволить не может. А это однозначно приводит к усилению роли международной кооперации. Потому что, если вы в кооперации, вы имеете доступ к тому, что делают ваши коллеги в других странах, смежники, и вам не надо двигаться по всему научному фронту. Вы можете работать на своем участке, но вы знаете, что происходит у коллег вокруг. Это позволяет нам очень эффективно преодолевать разрывы, возникшие в научном знании за последние десятилетия российской истории. 

- В РАН также происходят большие изменения. Сказывается ли это на вашем с ней взаимодействии?

- РАН была и остается единственным системным партнером МФТИ, она очень много для нас сделала. Говоря прагматично, чем сильнее академия, тем лучше Физтеху. Но взаимоотношения наши тоже меняются. Если мы раньше работали с академическими институтами, то сейчас - с лабораториями этих институтов, которые доказали свою эффективность, жизнестойкость, нашли себя сейчас, имеют гранты. Конечно, это более сложная и многоплановая работа. 

- А что происходит с академическими кафедрами МФТИ?

- Их по-прежнему около 40% от общего числа - потому и называем РАН системным партнером. Многие кафедры не только сохранились, но и приобрели новое качество в наше время. Некоторые пришлось реструктуризировать. Но мы это и раньше делали - заканчивали развивать направления, которые себя исчерпали.

- И что в перспективе?

- Мы планируем расширять сотрудничество с академией, в первую очередь с тем, чтобы были представлены новые тематики. Прежде всего, я имею в виду институты химического направления. Химия на Физтехе исторически была на хорошем среднем университетском уровне, не то что физика. А нам нужен уровень очень высокий. И сейчас мы об этом серьезно думаем. Темы, связанные с добычей полезных ископаемых, требуют исследований в области геофизики, петрофизики и т.д. Сейчас эти направления на Физтехе в виде базовых кафедр представлены слабо, и мы думаем, как эту ситуацию изменить, прорабатываем варианты. 

- То есть количество базовых кафедр МФТИ в академических институтах будет увеличиваться?

- Продумываем новую организацию. Вот, к примеру, сейчас звонил директор НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского. Там у нас есть базовая кафедра. Она работает по принципу хаба - в ней организуется начальная специальная подготовка, после чего студенты идут в десятки других медучреждений, которым нужна не целая группа, а один-два человека в год. Лучше, когда специальные лекции слушают минимум 15 студентов. В коммуникации их друг с другом - добрая половина успеха обучения. Да и преподаватели признают, что не испытывают особого драйва, читая лекцию пяти студентам. Думаю, сейчас мы будем создавать базовые кафедры по этому принципу. Академическая кафедра в одном институте, а вокруг нее еще пяток организаций, связанных с близкими тематиками.

- В выступлениях с трибуны руководители министерства любят говорить, что по количеству публикаций вузы обогнали академические институты. Многие объясняют это тем, что, поскольку вузам начали давать больше денег, им стало проще привлекать “умные головы” и из академических структур сотрудники начали переходить в университеты. Вы согласны с таким объяснением? В МФТИ такое происходит? 

 - Если сотрудник работает и в институте РАН, и в вузе, он может указывать обе организации под своими работами, тут нет проблемы. Конечно, борьба за светлые умы идет, и университеты стремятся привлекать лучших. Но мы в этом смысле консервативны. Нам даже предпочтительнее, если у нас работает совместитель, а не штатный ученый. У совместителя, я считаю, кругозор шире - он еще что-то приносит оттуда, где работает, благодаря чему и мы начинаем шире смотреть на мир. 

Проблема академии, по-моему, состоит в другом. Я, конечно, могу ошибаться... Но как обычно происходит? Возникает новое направление. Условно, первый десяток лет идет бурный рост. Потом - плато. А затем начинается медленный спад. На мой взгляд, в РАН много лабораторий, которые давно находятся не в стадии роста. В свое время это были актуальнейшие направления, а сейчас идет работа больше для себя, по инерции. Нет амбиций перестраиваться, осваивать новое. И уровень статей это отражает. А Физтех как раз на новое заточен. Повторяю, это моя точка зрения. 

- Как вам удается так быстро продвигаться в предметных международных рейтингах? Поделитесь секретом!

- Здесь ситуация для нас более чем понятная. МФТИ вошел в первую сотню двух ведущих предметных рейтингов по физике, Times и QS. В QS даже в первые 50 вошли, причем, действительно, достаточно быстро. Почему? Потому что на самом деле мы начали эту работу лет десять назад. Тогда академик Александр Андреев, председатель нашего Координационного совета, выступил на собрании профессорско-преподавательского состава: как же, мол, так, наши преподаватели - совместители на Физтехе, студенты и аспиранты вуза делают научную работу, почему же мы МФТИ не указываем в наших аффилиациях? Мы плавно с того момента и начали это делать.

Для нас наукометрия - не есть полная картина происходящего, но какую-то ее часть она дает точно. Мы стали отбирать преподавателей по этому принципу, с высокими наукометрическими показателями. Сложность в том, что на Физтехе одни ученые пишут много качественных статей, другие - выполняют множество прикладных проектов, что пополняет университетский бюджет. Физтех с самого начала - союз двух этих категорий ученых. То есть на наши рейтинги в плане публикаций работает не весь Физтех. Мы видим перспективу в том, чтобы и “прикладников” сподвигнуть публиковать статьи. А у них, поверьте, есть о чем писать. 

- Вы и дальше планируете продвигаться в рейтингах столь же стремительно? Какую тут планку перед собой ставите?

- Цель - попасть в первую сотню общего рейтинга. Это сложнее, чем в предметный по физике. В международных рейтингах до 70% оценки зависит от качества публикаций и от репутации - научной и образовательной. А зарубежные эксперты-гуманитарии, которые должны за нас проголосовать, МФТИ не знают, как правило. Мы за ориентир взяли Эколь Политекник из Парижа. Тоже технический вуз, хотя и более “широкий”, чем мы, там есть политические науки, например. Он в свое время действовал следующим образом: стремился в предметных рейтингах попасть даже не в сотню, а в двадцатку. Когда попал, за него начали голосовать и гуманитарии. И он вошел в сотню общих рейтингов. Мы копируем эту стратегию. Ставим себе задачу за год-два войти в первые 25 по физике, а также поднять смежные направления - инженерные науки, био- и ИT-технологии, математику, химию. Чтобы к 2020 году оказаться в первой сотне общего рейтинга.

Беседовала Наталия БУЛГАКОВА

Фото Николая Степаненкова

 


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Фактор сближения
Как показал ВЭФ, каждая из стран АТЭС ставит перед своими университетами актуальные для нее задачи. Но в глобальном мире национальные вызовы часто схожи, поэтому вузы укрепляют связи и развивают современные методы коммуникации, прежде всего, основанные на цифровых технологиях. /№ 38(2018)
Найдут Джона?
В России появилась первая Школа цифровой экономики. Ее официальное открытие состоялось 12 сентября на IV Восточном экономическом форуме (ВЭФ). /№ 38(2018)
Уроки гармонии
Миссия университетов уже не ограничивается подготовкой специалистов, охватывая новые категории обучаемых. В некоторых вузах справедливо решили, что подрастающему поколению нужно уделять внимание, не упуская время уже с дошкольного возраста. /№ 38(2018)

Новости


Вышел народный рейтинг российских бизнес-школ МВА (Master of Business Administration, магистр делового администрирования), издаваемый порталом «МВА в Москве и России» при участии Российской лиги МВА на основе оценок выпускников программ MBA и Executive MBA (программы для ТОП-менеджеров).



Руководство Российской академии наук будет поддерживать дальнейшую работу академической Комиссии по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований, потому что ее деятельность сохраняет миллиарды бюджетных рублей, заявил на заседании Президиума РАН глава академии Александр Сергеев.



Российские регионы внесли более двадцати предложений о создании на их территории научно-образовательных центров (НОЦ). Об этом рассказал ТАСС в кулуарах II Евразийского женского форума, первый заместитель министра науки и высшего образования Григорий Трубников.



В 2019 году Минобрнауки намерено осуществить закладку двух новых научно-исследовательских судов, сообщил в ходе II Евразийского женского форума первый заместитель главы ведомства Григорий Трубников. Предполагается, что НИС будут обладать самыми передовыми характеристиками, которые позволят обеспечить России лидерство в этой сфере на ближайшие два-три десятилетия.



В московском регионе остались 16 из 24 млрд рублей, выделенных, согласно майским указам президента, на увеличение зарплат сотрудникам научных организаций. Об этом председатель Профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин сообщил в ходе круглого стола, который провели академические профсоюзники.



Руководству научных учреждений необходимо стимулировать ученых доплатами с тем, чтобы они публиковали научные статьи в российских журналах, заявил вице-президент РАН Алексей Хохлов на круглом столе, организованном Профсоюзом работников РАН.



Ведущие российские университеты окажут академическую поддержку коллегам на Дальнем Востоке - в вузах региона будут создаваться «центры присутствия». Об этом заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская рассказала ТАСС в кулуарах Евразийского женского форума в Санкт-Петербурге.



Конференции


С 3-го по 7 сентября 2018 года на базе ФГБНУ “Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия” под патронажем Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук будет проводиться Международный научно-практический форум “Перспективные технологии и сортименты в садоводстве, виноградарстве, виноделии”

XIV Андриановская конференция прошла в июне в ИНЭОС РАН

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Текущие конкурсы


До 12 октября 2018 года идёт прием заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства Москвы молодым ученым, присуждаемых ежегодно с 2013 года.

Конкурс на издание лучших научных трудов

Конкурс на издание лучших научно-популярных трудов

Конкурс научных проектов фундаментальных исследований, проводимый совместно федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” и Правительством Москвы

Российская академия наук объявляет конкурс на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы

Вакансии


14.09.2018
ФГБУН Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН)объявляет конкурс на замещение вакантных должностей

13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии