Официально


Правительственным постановлением утверждено Положение о Министерстве науки и высшего образования, определены его функции и полномочия.



Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки запретила прием в Евроазиатскую богословскую семинарию Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божия». Санкция введена за неисполнение предписаний в установленные сроки.



Минобрнауки разрешило заключение договоров о безвозмездном отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения на условиях, предусмотренных пунктом 18 (1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 марта 2012 г. №233 по установленному перечню.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта, цель которого - закрепление обязательного учета сведений о независимой оценке качества подготовки студентов при государственной аккредитации образовательной деятельности.




Новости № 23(2018)

Регионы


Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал и президент Университета г. Шаосин (Китай) Цзяньли Ван подписали соглашение о создании в опорном ТГУ Академии каллиграфии “Ланьтин”.

В Северо-Кавказском горно-металлургическом институте прошел восьмой Республиканский конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов РСО-Алания на соискание премии имени Тазарета Дедегкаева.

Состоялось совместное заседание ученых советов Воронежского госуниверситета и Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.Бурденко, приуроченное к столетию вузов, в ходе которого ректоры подписали соглашение о сотрудничестве.

СНГ


Интердайджест


Исследователи из больницы Святого Михаила (St. Michael’s Hospital) и Университета Торонто (University of Toronto) в Канаде установили, что витаминные и минеральные добавки в качестве средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта, инсульта и преждевременной смерти неэффективны.

Стали известны имена лауреатов престижной премии Кавли 2018 года: это семь ученых из пяти стран - астрофизики, молекулярные биологи и нейробиологи.

Японские кардиохирурги из Университета Осаки (Osaka University) отныне могут лечить людей с сердечной недостаточностью с использованием клеток, полученных авангардным методом перепрограммирования.


11 июня под руководством Вилькицкого отправляется экспедиция, организованная главным гидрографическим управлением морского комиссариата для производства новых исследований на великом северном пути. Экспедиция отправляется к берегам Малой Земли. В нее вошли суда “Вайгач”, “Калгуев” и “Харитон Лаптев”. Впервые в экспедиции примут участие воздушные аппараты “Илья Муромец” и гидроаэропланы для производства разведок. На этих аппаратах установлены радиостанции.














Чему, как и зачем учить? Система инженерного образования как тренд развития страны.
Образование
№ 23(2017)

09.06.2017


23 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось заседание Координационного совета по области образования “Инженерное дело, технологии и технические науки”. В состав совета - консультативного органа при Минобрнауки России - входят представители высшей школы, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти.

В этот раз в мероприятии приняли участие руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России, а также председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга Андрей Максимов и президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак. Открывая заседание, заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова заметила, что инженерное образование является сегодня одним из стратегических приоритетов Минобрнауки - в стране подготовку инженерно-технических кадров ведут 468 вузов, где учатся порядка 1,25 миллиона человек, или 29% от общего контингента студентов нашей высшей школы. Причем почти две трети из них учатся за счет федерального бюджета. 

В этой ситуации, подчеркнул ректор СПбПУ академик Андрей Рудской, взаимодействие Координационного совета с 23 инженерными федеральными учебно-методическими объединениями (УМО) и работодателями позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал высшего образования России для наиболее эффективного его использования. Далее Рудской выступил докладчиком по проблемам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по области образования “Инженерное дело, технологии и технические науки” и реформирования государственной системы научной аттестации. Об актуализации ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования) говорил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Сергей Пилипенко. Конкретно же тема разработки примерных основных образовательных программ была освещена проректором по перспективным проектам СПбПУ, соруководителем рабочей группы “Технет” Национальной технологической инициативы Алексеем Боровковым. То, как в целом обстоят дела в системе федеральных УМО, сообщили первый проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Борис Падалкин и ректор Московского государственного строительного университета Андрей Волков. С особым вниманием присутствующие выслушали доклад “Киберфизические системы - стандарты и подготовка кадров” вице-президента НИУ ВШЭ Игоря Агамирзяна. Главной же мыслью заседания Координационного совета, которое, кстати, проходило в рамках Международной политехнической недели, полной конференций, семинаров и тренингов для работников, учащихся и гостей университета, стали слова Л.Огородовой: “Важно, чтобы в России система образования была трендом развития рынка, а не системой подготовки кадров для рынка”. 

Встретившись с Людмилой Михайловной сразу после возвращения ее из Питера, мы поинтересовались, означает ли ее заявление то, что высшая школа, наконец, намерена вести за собой промышленность, а не просто выполнять заказы от работодателей своих выпускников.

- Оно означает, что высшая школа намерена вести согласованную с промышленностью политику, вместе намечать тренды развития, - ответила заместитель министра. И, чуть помолчав, добавила: - Речь идет о том, что лучшие наши университеты уже могут определять цели и пути обустройства страны. За последние полтора десятка лет произошла серьезная трансформация целого ряда вузов, они получили мощную ресурсную подпитку и реализовали на эти средства программы развития - я говорю о НИУ, федеральных университетах, участниках Проекта 5-100. Их работа была перестроена на основании формирования собственной исследовательской политики и создания соответствующей инфраструктуры. То есть цель была обозначена государством, работа профинансирована, и теперь эти ведущие университеты должны стать центром разработки новых технологий и их первыми испытателями...

- Должны, а получается?

- Вместе с академическими свободами, которые эти вузы получили, они приняли на себя и ответственность. Поэтому сегодня они формируют себя как организации, которые являются источником современных технологий. Не зря многие активно включились в формирование Национальной технологической инициативы, готовы стать под ее эгидой точками создания и роста прорывных технологий для новых секторов экономики. Да, пока таких вузов не больше 50, но они есть и смело заявляют о своей готовности действовать. На чем держится такая активность? Ну, во-первых, основная база сильных университетов - научно-исследовательская платформа их функциональности. Во-вторых, именно вуз готовит кадры для будущих секторов экономики, которые возникают на почве новых технологий. И в-третьих, именно вуз сегодня та площадка, на которой объединяются интересы многих участников. Именно вузы реализуют тот самый сетевой формат взаимодействия, где нет главных и подчиненных, а есть разумная общая политика. В вузе, благодаря освоенной практике академических свобод, открыто о своих интересах говорит реальный сектор экономики - те самые крупные работодатели, инвесторы и наука. При этом вузы крепко-накрепко связаны с территориями, на которых они существуют.

- Ну, деньги-то они получают федеральные, и их контакты с региональной властью - искусство политеса...

- Давно не только политеса. Вузы должны помогать территории в реализации ее экономической политики, иначе они не будут нужными регионам. Если вуз чувствует вызовы времени, видит задачи, которые возникнут перед страной, отраслями через 15-20 лет, то уж он точно способен организовать решение задач текущего периода. Не зря есть группа вузов, которые должны напрямую обеспечивать профессиональными кадрами экономику разных территорий и регионов. 

- Вы об опорных университетах?

- Опорные, безусловно, должны стать субъектом экономики региона, а соответственно, строить промышленную политику, реальную повестку территории в бизнесе. Это несколько другая задача, но справиться с ней можно тоже только в сетевом формате с якорными предприятиями областей, краев, НИИ, РАН и ведущими университетами.

- Выходит, объявленный осенью 2016 года новый приоритетный проект “Вузы как центры пространства создания инноваций” - это, по сути, продолжение всего того, что делалось Минобр-науки для развития высшей школы?

- В основе этого проекта весь накопленный потенциал высшего образования. Но этот стратегический проект подразумевает относительно новое явление в профессиональном образовании: развитие проектного менеджмента ради достижения определенной большой цели. Теперь правительство, согласно Стратегии развития, опирающейся на потенциал предыдущих проектов и программ, жестко определяет для себя наиболее важные задачи и их решение предлагает осуществить в виде приоритетных стратегических проектов, где увязаны исполнители, заказчики и немалые ресурсы. Задача поставлена председателем Правительства России - “стране нужны вузы, которые должны быть центром инновационного технологического и социального предпринимательства, центрами коммерциализации технологий целой территории”. Речь идет не о том, что мы создадим новую структуру, которая будет называться центром инноваций, а о том, чтобы так трансформировать вуз и скоординировать инструменты, которые сегодня уже есть в современных университетах (инжиниринговые центры, технопарки, студенческие бизнес-акселераторы, бизнес-инкубаторы и т.д.), чтобы вуз реально стал силой, влияющей на судьбу территорий, чтобы он начал задавать тренды развития общества, реальной экономики, направление, темп социального развития и, таким образом, превратился в ядро организации жизни социума. 

- НТИ в работе вашего приоритетного проекта будут играть какую-то роль?

- Координационный совет по инженерным и технологическим наукам практически и занимается организацией работы “Технета”. Поэтому логично, что на заседании совета много говорили о новых технологиях, Стратегии научно-технологического развития - и проректор СПбПУ Алексей Боровков выступал, и вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян увлек всех перспективами киберфизических систем. Говорили о том, что новые технологии должны быть отражены в программах вузовских центров пространства инноваций. По киберфизическим системам “Ростех” уже издал стандарты - и поэтому мы можем готовить кадры, у нас уже есть по этим системам понятие “компетенция”, “квалификация”. Это касается в первую очередь так называемых сквозных технологий. К ним относятся цифровые: они в инженерных “фабриках будущего” СПбПУ, в Big Date в области медицины, а в МГУ информационные технологии используют для расчета траекторий спутников... Цифровые технологии - сквозная неотъемлемая часть федеральных государственных компетенций...

- Смутили цифры в проекте: за восемь лет, к 2025 году нужно вдвое увеличить число вузов, которые войдут в сотню лучших мировых университетов... У нас Проект 5-100 длится семь лет - и пока успехи не сильно радуют, через восемь лет рванем?

- Речь идет о предметных рейтингах, а не об общих, вузы должны расширять перечень предметов, по которым они входят в рейтинг топ-100. В этом тактика - шаг за шагом продвигаться к цели глобальной конкурентоспособности.

- А реально создать в следующем году не менее 55, к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного и технологического развития?

- На первом этапе проведен анализ стратегий регионов, прежде всего именно тех, где находятся передовые университеты. Посмотрев стратегии развития территорий, мы увидели, что не все территории, имеющие вузы-лидеры, сделали этим вузам нарезку целей и задач - у них отсутствует координация программ развития вуза с якорными предприятиями. И все же в 2017 году мы опираемся на передовые вузы, которые понимают поставленную задачу и готовы ее решать. Такие вузы начинают осуществлять приоритетный проект с наблюдательными советами, якорными предприятиями, с губернаторами... Привлекать губернаторов становится доброй традицией, у нас даже опорные университеты осознали, что программу писать надо вместе с территорией. Они на защиту своих программ стали приходить вместе с губернаторами или их замами. Это не для проформы, а для взаимной ответственности... 

- А что будет главным индикатором готовности вуза и региона взаимодействовать?

- В приоритетном проекте написано, что 1 июля мы должны заявить, что такое вуз как центр пространства создания инноваций. Ведем проектные сессии, обсуждаем критерии, индикаторы. Поставленная задача - стратегическая, и поэтому мы ее сегодня обсуждаем с разными участниками нашей жизни, с гражданами России - налогоплательщиками, властью регионов, реальным сектором экономики, с ректорами... Мы ищем понимания, какими характеристиками должен обладать вуз, чтобы стать центром инновационного развития. В июле озвучим подходы, а в декабре уже должны отобрать вузы.

Предполагаем, что первичный список будет состоять примерно из 80 университетов, после отбора их останется максимум 40. У них должны быть магистерские и аспирантские программы, потому что это должно быть продвинутое образование. Второе - показатель трудоустройства выпускников в регионе (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Если вуз - центр инноваций, субъект экономического предпринимательства, то в этом регионе выпускник остается. Третье - собственные вложения вуза в такую деятельность: средства и инструменты, соответствующая инфраструктура. И еще - наличие программ дополнительного непрерывного образования, связанных с нуждами территории. Технологическое перевооружение теперь происходит быстро, и участники процесса должны показать затраты для выхода на следующий уровень: какое и где взять оборудование, как организовать переподготовку и повышение квалификации. Правительство предъявляет требования к работе с точки зрения ожиданий гражданского общества, и поэтому в итоге должно быть 100 центров на 85 территориях. Главное - сделать хорошо, а не быстро, ведь суть проекта - обу-стройство России.

- Почему тема приоритетного проекта обсуждается на Координационном совете?

- Координационный совет - новое явление в реализации государственной политики в сфере высшего образования. Мы бы хотели, чтобы эта площадка сформировалась не только из ректорского корпуса и работодателей, представителей власти, но и из лучших кадров профессиональных ассоциаций. Ведь вслед за актуализацией ФГОС придет время профессиональной общественной аккредитации. Ассоциации начнут проводить оценку квалификации выпускников вузов и выстраивать этот процесс необходимо с активным участием КС, привлекая всех заинтересантов, вплоть до бюджетообразующих структур города - крупных заводов, типа питерской судостроительной верфи. Надо собирать всех на площадке КС и работать, добиваясь ответственного взаимопонимания. А инвестиции в образование? Вот на площадке КС о них тоже надо говорить, кадры-то нужны бизнесу, бизнес их и должен заказывать... Наконец, на площадке КС должно быть и государство, в виде правительства, формулирующего вызовы, на которые нужно отвечать всем вместе. Как? Надо обсуждать, рассматривая все “за” и “против”. Словом, мы хотели бы, чтобы КС состоялся как орган, необходимый для эффективной жизни высшего образования, как коммуникативная площадка ответственных партнеров. Отсюда такое внимание к его работе и большие ожидания результативности...

Вопросы задавала
Елизавета ПОНАРИНА

Фотоснимки предоставлены Минобрнауки


 

Отзывы

Чтобы оставить отзыв необходимо авторизоваться или зарегистрироваться



 

Статьи на тему

Глобальное включение. В наблюдательный совет мирового рейтинга позвали российских ректоров.
В июле свое 15-летие отметил один из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов мира - QS World University Rankings (QS). /№ 24-25(2018)
Цена концентрации. Лучшие абитуриенты страны достаются нескольким регионам.
Тематику дискуссий VI Международного форума вузов, ежегодно организуемого рейтинговым агентством RAEX (“РАЭКС-Аналитика”), определили проблемы состояния всей системы российского образования, влияющие на решение кадровых и социальных задач, а также на конкурентоспособность вузов разного уровня в регионах, стране и мире. /№ 24-25(2018)
Время трансформаций. Опорные вузы сверили часы.
Выстраивание диалога с властью и бизнесом - одна из основных задач, стоящих сегодня перед высшей школой. Поэтому опорные вузы должны не конкурировать, а искать пути взаимодействия для выполнения заказов от своих партнеров. /№ 24-25(2018)

Новости


Правительство РФ не будет менять порядок назначения руководителей научных организаций, сообщает ТАСС со ссылкой на заявление вице-премьера Татьяны Голиковой.



Президиум Межведомственного совета по присуждению премий Правительства РФ в области образования, рассмотрев проекты работ, представленных на соискание премий 2018 года, рекомендовал к присуждению премий пять из них, сообщает пресс-служба Минобрнауки.



В Общественной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему «Актуальное законодательное обеспечение научной и образовательной деятельности», сообщает пресс-служба РАН.



Предложения Правительства РФ по ранее внесенному Президентом страны в Госдуму проекту поправок к закону о Российской академии наук понижают статус Академии наук, и РАН выступает против этого, заявил журналистам глава Российской академии наук Александр Сергеев.



Клуб «1 июля» подтвердил свое заявление от 25 мая 2018 года о недопустимости блокировки президентских поправок к закону о РАН и подчеркнул, что они должны быть приняты в исходном виде, согласованном Президентом РФ и руководством Академии наук.



XIII форум научной и творческой интеллигенции государств-участников СНГ открылся в Астане. Он собрал более 200 делегатов из России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Украины и Узбекистана.



Объединение военных кафедр и учебных военных центров в гражданских вузах позволит оптимизировать систему военной подготовки студентов, заявил в беседе с журналистами статс-секретарь, заместитель министра обороны РФ Николай Панков.

Конференции


Шесть дней - с 29 мая по 3 июня - продлится II Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства». И если первый день пройдет в формате привычных докладов и лекций, то остальные пять станут экспериментом. На площадках интерактивного фестиваля «Да-Игра!» ученые в области детской психологии и педагогики проведут мастер-классы и открытые лекции для специалистов и родителей.

II Всероссийская научно-практическая конференция “Совершенствование системы взаимодействия Российского фонда фундаментальных исследований и субъектов Российской Федерации в вопросах проведения региональных и молодежных конкурсов”

Пятая конференция разработчиков российских операционных платформ «OS DAY. Надежность» состоится 17-18 мая 2018 г. в Москве, в главном здании Российской академии наук. Основной темой для обсуждения среди теоретиков и практиков системного программирования и разработки ОС станет вопрос надежности. Участники рассмотрят методы проектирования и разработки надежных платформ, инструментальные средства обеспечения надежности программно-аппаратных систем как на этапе разработки, так и на этапе эксплуатации.

Текущие конкурсы


Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко (МНФЭИ) объявляет конкурсы 2018 года

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года междисциплинарных фундаментальных научных исследований, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с субъектами Российской Федерации

Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными, проводимый федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский фонд фундаментальных исследований” совместно с администрацией Волгоградской области

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований по теме “История Евразии в материальных памятниках древности: традиции и современные подходы в археологических исследованиях” (“Древности”)

Вакансии


13.04.2018
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Московский физико-технический институт (государственный университет)” объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

02.03.2018
объявляет конкурс на замещение вакантных должностей:

17.11.2017
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт геологии рудных месторождений, петрографии минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН) объявляет конкурс на замещение вакантной должности...




опрос

Какие рубрики нашей газеты Вам наиболее интересны?




Copyright 2010
Главная страница   |   О газете  |  Партнеры  |  Команда Поиска  |  Вакансии